Аспирация инородного тела

Занятие № 1.

Введение в стоматологию. Организация стоматологического отделения, кабинета. Понятие об эргономике.

НЕОБХОДИМО:перчатки, маски, очки, щиток, журнал для ТБ, стенд с борами и эндоинструментами, инструменты с разными ручками

ОРГАНИЗАЦИЯ КАФЕДРЫ. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Общие положения.

1.Кафедра терапевтической стоматологии является подразделением Московской Медицинской Академии имени И. М. Сеченова и подчиняется внутреннему распорядку Академии.

Зав. кафедрой – Профессор Макеева Ирина Михайловна

Зав. учебной частью кафедры – доцент Новикова Ирина Анатольевна (кабинет № 5) – решает все вопросы по учебному процессу

Ст. лаборант – Ким Валерий Тоханович – решает все вопросы по практической работе.

2.Кафедра терапевтической стоматологии располагается на базе отделения терапевтической стоматологии, поэтому необходимо соблюдать правила производственной гигиены, носить санитарную одежду и сменную обувь. Сумки, уличная обувь, пакеты запираются в специальных шкафах, чтобы не загромождать учебное помещение. Во время перерывов просьба громко не разговаривать в коридорах, так как в отделении идет лечебный процесс. Именно от вашего внешнего вида и поведения зависит, придет ли кто-нибудь к вам на прием в следующем году, или вы будете вынуждены тренироваться друг на друге. Люди, которые пришли на прием к стоматологу и так все на нервах, а если у входа их встречает группа взъерошенных и громких студентов, они могут вообще провернуться и уйти навсегда, что не в ваших интересах.

3.Учебный процесс заключается в лекциях и практических занятиях. Лекции – 1 раз в неделю. Посещение лекций является обязательным. Пропущенные лекции отрабатываются путем написания реферата по теме лекции. Продолжительность занятия – 3 академических часа, включая 2 перерыва по десять минут. Студент обязан вовремя приходить на занятия, иметь при себе санитарную одежду, шапочку, маску и перчатки. Опоздавшие студенты и студенты без санитарной одежды на занятие не допускаются. Занятие состоит из двух частей – теоретической с обязательным контролем знаний и практической – отработки практических навыков на фантомном оборудовании. Стоматология – очень дорогая отрасль медицины. Академия оплачивает оборудование и материалы для вашего обучения, но если все будет постоянно ломаться и теряться, работать вам скоро станет нечем и не на чем. Поэтому вы обязаны бережно относиться к оборудованию и экономить расходные материалы. При выходе из строя оборудования по вине студента, утере инструментов и материалов все расходы по починке и покупке новых инструментов осуществляются за счет студента. На следующее занятие вы все приходите с паспортами, будем подписывать договор о материальной ответственности. Студенты, не подписавшие договор, не будут допущены к практической работе. Следует также содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. К следующему занятию староста предоставит мне график дежурств. Дежурные получают ключ под залог студенческого билета, проверяют порядок на рабочих местах, подметают кабинет, сдают кабинет и оборудование старшему лаборанту. Если что-то пропало или не работает, составляется акт и группа несет материальную ответственность.

Пропущенные занятия и двойки отрабатываются независимо от причины пропуска. Теоретическая часть отрабатывается своему преподавателю в удобное для него время. Практическая часть занятия отрабатывается в часы отработок дежурному преподавателю по записи. Расписание лекций, практических занятий и отработок – на стенде для студентов II курса.

Техника безопасности.

Стоматология – специальность опасная в самом прямом смысле этого слова. Во время работы на врача-стоматолога воздействуют различные опасные и вредные факторы:

-Физические — в частности, воздействие электрическим током

-Химические – в частности, ожоги сильнодействующими препаратами

-Биологические – в частности, возможность инфицирования.

Поэтому вам следует с большой ответственностью отнестись к соблюдению правил техники безопасности. Мы несем ответственность за ваше здоровье, поэтому при несоблюдении вами этих правил мы будем вынуждены отстранять вас от учебного процесса.

Сейчас вы подробно ознакомитесь с инструкциями по охране труда студентов и оказанию доврачебной помощи и распишетесь в журналах.

Техника безопасности – староста зачитывает инструкцию.

Оказание доврачебной помощи: разберем кратко наиболее вероятные случаи. Самое главное при любых повреждениях – немедленно прекратить действие повреждающего фактора!

АПТЕЧКА – В ЛЮБОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ!

1. Удар электрическим током – немедленно отключить установку!

Оторвать пострадавшего от источника тока ТОЛЬКО ДЕРЕВЯННЫМ ПРЕДМЕТОМ!

Искусственное дыхание – ОСВОБОДИТЬ ПОЛОСТЬ РТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ, СЛЕДИТЬ ЗА ЯЗЫКОМ!

Массаж сердца. Соотношение ударов сердца и вдохов – 5 к 1.

Аспирация инородного тела.

Прием: встать позади пациента, резким движением надавить на диафрагму снизу вверх.

Прием: резко поднять руки пострадавшего вверх!

Ранения.

При повреждении кожных покровов – перекись водорода, бинт.

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА – ТОЛЬКО 3%. Не перепутать с 6% — для стерилизации стоматологических зеркал.

При повреждении слизистой оболочки рта – перекись водорода 3%.

При серьезных кровотечениях – наложение жгута.

АРТЕРИЮ ВСЕГДА ФИКСИРУЮТ К КОСТИ!

ПРИ НАЛОЖЕНИИ ЖГУТА ВСЕГДА ОТМЕЧАЮТ ВРЕМЯ!

КРИТЕРИЙ ПРАВИЛЬНОГО НАЛОЖЕНИЯ ЖГУТА – ОТСУТСВИЕ ПУЛЬСАЦИИ НИЖЕ УРОВНЯ ФИКСАЦИИ АРТЕРИИ.

Точки прижатия основных артерий в челюстно-лицевой области:

-лицевая артерия – к телу нижней челюсти по переднему краю жевательной мышцы

-височная артерия – к височной кости по переднему краю височной мышцы

-сонная артерия – к поперечному отростку 6-го шейного позвонка. Как наложить жгут на шею, а? УРОДЫ!!!

СОННУЮ АРТЕРИЮ ФИКСИРУЮТ ТОЛЬКО В САМОМ КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ!

ПРОФИЛАКТИКА РАНЕНИЙ:

— никогда не работать без упора!

— нажимать на педаль бормашины только когда бор расположен непосредственно у зуба!!!

Пожар.

Немедленно эвакуировать пациента, а затем приступать к тушению пожара!

Огнетушитель – под раковиной, Пожарные краны – в коридоре (всегда открыты)

Эвакуация – через дверь и через окно. Ключи от решеток – на стене!

2.ВВЕДЕНИЕ В СТОМАТОЛОГИЮ.

СТОМАТОЛОГИЯ – область клинической медицины, изучающая болезни зубов, полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.

ОРГАНЫ И ТКАНИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ:

-зубы

-слизистая оболочка рта, красная кайма губ, кожа

-челюсти (костная ткань)

-язык

-миндалины (небные, язычная)

-слюнные железы – большие (подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные) и малые

-лимфатические узлы – подбородочные, поднижнечелюстные, шейные

-верхнечелюстная пазуха

-нервы и сосуды

-пограничные области лица и шеи – клетчаточные пространства, куда возможно распространение инфекции от органов полости рта.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ:

Терапевтическая стоматология

-некариозные поражения твердых тканей зубов

-кариес зубов

-пульпит

-периодонтит

-заболевания слизистой оболочки рта и красной каймы губ

-пародонтология

-заболевания нервов челюстно-лицевой области (смежно с хирургией)

-исправление некоторых эстетических дефектов зубов и зубных рядов

Хирургическая стоматология

-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области (периодонтит, периостит, остеомиелит, абсцесс, флегмона, лимфаденит, синусит)

-заболевания слюнных желез

-специфические заболевания — туберкулез, актиномикоз

-опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области

-травмы и ранения

-пластическая хирургия

-имплантология

Ортопедическая стоматология

-восстановление дефектов зубов и зубных рядов

-исправление эстетических дефектов зубов и зубных рядов

-восстановление дефектов костей и мягких тканей лица (совместно с пластической хирургией)

Детская стоматология:

-терапия

-хирургия

-ортодонтия – исправление положения зубов в зубном ряду, изменение формы и соотношения зубных рядов.

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. – propaideuo – предварительно обучаю) – введение в науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой, вводной форме.

КУРС ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

-анатомия и физиология челюстно-лицевой области

-организация стоматологического отделения и кабинета

-инструменты

-основные диагностические и лечебные мероприятия.

Данный курс позволяет освоить и отработать на фантомах основные стоматологические манипуляции до начала клинической деятельности на старших курсах.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ, КАБИНЕТА.

1. Условия строительства стоматологической поликлиники.

-учет гигиенических условий местности (рельеф, характер и загрязненность почвы, роза ветров, высота стояния грунтовых вод)

-учет обеспеченности пациентов общественным транспортом

-учет расположения крупных промышленных объектов и объектов, загрязняющих окружающую среду

-окна – на север, северо-запад, восток (если местность севернее 55о с.ш.). Недопустима ориентация окон на юго-запад и запад во избежание перегрева помещений и действия прямых солнечных лучей.

-вход в детское и взрослое отделение – отдельно, с отдельным гардеробом и санузлом.

2. организация поликлиники (отделения)

-регистратура (регистрация и запись на прием первичных пациентов, хранение стоматологических карт). Стоматологические карты – предмет государственной тайны.

-Рентгенологический кабинет – особая защита стен (свинец)

-Кабинеты функциональной диагностики и физиотерапии

-Собственно стоматологические кабинеты.

3. Характеристики стоматологического кабинета.

-Площадь кабинета на одно кресло – 14 м2, + 7 м2 на каждое дополнительное кресло. При использовании современных универсальных стоматологических установок — + 10 м2 на каждое кресло.

-Высота – не менее 3 метров (обычно – 3,3 метра)

-Глубина при естественном освещении – не более 6 м.

-Отопление с возможностью регулирования температуры в кабинете (температура в кабинете – 18-20оС)

-Общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, + легко открывающиеся окна и фрамуги, вытяжные шкафы.

-Водоснабжение и канализация. При подводке воды к установке должен быть дополнительный вентиль для отключения. 2 раковины – для мытья инструментов и для мытья рук.

-Внутренняя отделка – ВСЕ ДОЛЖНО ЛЕГКО ОБРАБАТЫВАТЬСЯ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ. На стенах – плитка на высоту не ниже 1,8 метров (в хирургических кабинетах – до потолка), выше – водоэмульсионная, масляная или клеевая краска. Потолки – металлические или пластиковые панели, краска. Полы – линолеум (с заделкой щелей) или плитка. На окнах – металлические или пластиковые жалюзи.

-Цвет отделки – в желто-зелено-голубой гамме для избежания искажения цвета зубов, кожи, слизистой оболочки. Коэффициент отражения отделочных материалов – не менее 40% (0,4)

-Освещение – естественное – желательно расположение кресел в 1 ряд (максимум – в 2 ряда). Световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола кабинета) – 1:4 или 1:5. Искусственное освещение – общее и местное. Наиболее прдпочтительные типы ламп — Люминесцентные лампы холодного естественного света и люминесцентные лампы дневного света с исправленной цветопередачей. Источники общего освещения должны иметь четное число ламп (для предупреждения пульсации светового потока). Норма искуственного освещения – 200 лк, общего освещения – 500 лк. Яркость местного освещения не должна превышать яркость общего освещения более, чем в 10 раз. Цветовые параметры источников общего и местного освещения должны совпадать.

-Бактерицидные (кварцевые лампы) – для включения во время работы и для дезинфекции помещения между сменами.

4. Особенности отделки при работе с амальгамой

-добавление серы в штукатурку для связывания паров ртути

-специальная обработка плит пола

-линолеум поднимается на стены на высоту 10 см

-обязателен вытяжной шкаф

-в раковинах – специальные сифоны для удержания ртути (очистка 1 раз в 3-4 месяца)

-металлический ящик для хранения отходов, содержащих ртуть.

5. Оборудование стоматологического кабинета.

-Стоматологическая установка:

-кресло (обивка должна легко обрабатываться)

-компрессор

-лампа

-блок «врач»: наконечники, пистолет вода/воздух, инструментальный столик

-блок «ассистент»: пылесос, слюноотсос, плевательница, пистолет, фотополимеризатор, инструментальный столик

-стулья врача и ассистента

— Стол медицинской сестры – на нем растворы для дезинфекции инструментов, для дезинфекции одноразового инструментария перед утилизацией, для обработки поверхностей в кабинете.

— Шкаф для хранения стерильного инструментария (с ультрафиолетовой лампой)

-Радиовизиограф – обязательно за рентгенозащитной ширмой, обязательны защитные фартуки для врача и пациента, одноразовые чехлы на датчик.

-Аптечка

-Мыло – только жидкое – на кусковом мыле прекрасно колонизируются бактерии

6. Санитарная обработка.

— обработка поверхностей кресла, лампы, инструментальных столов, наконечников – после каждого пациента

— влажная уборка помещения и кварцевание – после каждой смены (2 раза в день)

— генеральная уборка кабинета терапевтической стоматолгии – 1 раз в месяц.

7. Циркуляция инструментария.

-после приема – в дезинфицирующий раствор (на 1-2 часас в зависимости от раствора)

-затем – механическая очистка (мытье щеткой или в ультразвуковом аппарате)

-затем – насухо вытереть

-затем – стерилизация

-затем – хранение в специальном шкафу в вакуумной упаковке.

4. ЭРГОНОМИКА

ЭРГОНОМИКА (греч. Ergon – работа, nomos – закон) – научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.

Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на врача-стоматолога и методы защиты:

1. Бактериальная инфекция.

Слюна и кровь – инфицированные жидкости. При работе турбинным наконечником инфицированная аэрозоль разбрызгивается на значительное расстояние (до 3 метров)! Ворота инфекции – не только органы дыхания врача, но и глаза!

-Тщательный сбор анамнеза у пациента. Пациенты, инфицированные гепатитом или СПИДом назначаются в конце смены, чтобы дать медсестре возможность более тщательно провести обработку помещения.

-антисептические полоскания для пациентов

-профессиональная гигиена полости рта пациента перед началом любого лечения

-средства индивидуальной защиты – халат, шапочка, очки или плексигласовый щиток, маска, перчатки. Маска и перчатки меняются после каждого пациента, так как через 20-30 минут работы маска сама становится источником инфицирования

-все повреждения на руках медперсонала должны быть закрыты пластырем

-дезинфекция стоматологического инструментария перед механической очисткой

2. Мышечное напряжение, неправильная осанка.

— современные стоматологические кресла позволяют положить пациента и сделать доступ врача более удобным. Положение пациента – сидя, полулежа, лежа. Положение врача сидя – «на 9 часов» — для лечения нижних фронтальных зубов, верхних моляров, «на 12 часов» — для лечения верхних фронтальных зубов, моляров нижней челюсти. Стоя – для выполнения манипуляций, требующих однократного усилия (свыше 5 кг).

— Стул врача должен поддерживать правильную осанку – спина должна иметь необходимую опору, ноги врача согнуты в коленях под прямым углом, сиденье стула должно легко подниматься и опускаться.

— Повреждение кистей рук – тендовагиниты, контрактура Дюпюитрена, артрозы, полиартриты — результат постоянной работы с мелким инструментарием. Профилактика – использование инструментов с разным диаметром рукоятки. Кроме того, на рукоятке должны быть насечки или силиконовые ограничители для удобства удержания инструмента.

— работа с ассистентом – сокращается рабочее время, сокращает движения врача, уменьшает их амплитуду.

— Производственная гимнастика.

3. Зрительное напряжение — профилактика

— Рациональное освещение рабочего поля

— использование небликующих инструментов

— зеленый цвет – отдых для глаз

— цветовая маркировка инструментария

— предварительная сортировка инструментария – специальные стенды для боров и эндодонтических инструментов

— Защитные очки при работе с фотополимеризатором

4. Аллергизация организма.

— постоянное использование средств индивидуальной защиты (не только при работе с пациентом, но и при обработке инструментария, в зуботехнической лаборатории и др.)

— использование пылесосов, вытяжных шкафов

5. Профилактика эктодермитов

— использование перчаток позволяет снизить частоту обработки рук антибактериальными препаратами – профилактика кандидоза

— после каждого мытья рук необходимо вытирать их насухо мягким полотенцем

— во избежание сухости рук рекомендуется использовать смягчающие и увлажняющие кремы

— после рабочего дня, в течение которого имел место контакт с хлорсодержащими препаратами, необходимо обработать кожу рук 1% гипосульфита натрия

7. Шум и вибрация – перенесение компрессора в отдельное помещение, соблюдение режима труда и отдыха.

6. Профилактика эмоционального перенапряжения врача

— работа с обезболиванием

— использование премедикации

— тщательное ведение медицинской документации и соблюдение всех этапов лечения – чтобы спать спокойно.

Домашнее задание:

-выучить тему: организация стоматологического отделения, кабинета; эргономика (будут тесты)

-самостоятельно изучить тему: инструменты, стоматологические установки, боры, наконечники (будут тесты и опрос)

-ВЗЯТЬ С СОБОЙ: санитарную одежду, паспорт, пластмассовую толстую линейку, ПЕРЧАТКИ

Случайные записи:

Помощь при удушье. Аспирация инородного тела в дыхательные пути © Foreign body in aspiration airways


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.