Частнометодические принципы орфографии

— фонематический принцип (сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме).

— фонетический принцип (сопоставления звука и его фонетического окружения).- морфологический принцип ( единообразное написание одних и тех же морфем).

— традиционный принцип (закрепленное написание традицией).

— лексико-синтаксический принцип (основан на противопоставлении слова и словосочетания).

— словообразовательно-грамматический принцип ( устанавливает слитное или дифисное написание сложных прилагательных по формальному признаку).

Русская орфография, как система правил, включает разделы:

1. Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе морфем и слов.

2. Правила о слитных, дефисных и раздельных написания слов.

3. Правила употребление строчных и прописных букв.

4. Правила переноса слов с одной строки на другую.

5. Правила графического сокращения слов.

В учебниках по русскому языку для школ РБ избран рассредоточено-групповой способ размещения орфографического материала: в курсе 4-го класса дается представление об орфографии как системе единообразных писаний, среди которых выделяются три группы: проверяемые, фонетические традиционные написания; в курсе 5-го класса изучаются правила, связанные с осмыслением учащимися значений словообразовательных формантов, а так же позиционных и исторических чередований, которые происходят в значимых частях слова с морфологическими особенностями слов именных частей речи.

Обучение орфографии представляет собой непрерывный процесс, составляющими которого являются: а) создание психологических и методических предпосылок для подготовки учащихся к восприятию орфографии как системы единообразных написаний (развитие орфографической памяти и орфографической зоркости при изучении пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации, разделов «Язык и речь», «Текст»); б) овладении е учащимися орфографией как системой единообразных написаний в курсе 4-го класса; в) изучение орфографических правил, базирующихся на морфологических особенностях и синтаксических свойствах слов знаменательных и служебных частей речи (5-7-е классы); г) обобщение и систематизация орфографического материала, совершенствование орфографических навыков;

д) попутное повторение орфографических правил, совершенствование орфографических навыков, словарно-орфографическая работа при изучении лексики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, при подготовке учащихся к написанию творческих работ.

Организуя работу над орфограммой, исходят из учета основных линий общего психологического развития ребенка: наблюдение, мышление, практическое действие. В соответствии с этим в изучении орфограмм и орфографического правила выделяют три этапа: 1) ознакомление с орфограммой; 2) осмысление и запоминание орфографического правила; 3) применение изученного правила в процессе письма.

28. Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами: этапы работы, критерий выбора методов и приемов работы на каждом из этапов. Виды упражнений по орфографии. Методика ознакомления учащихся с приемами усвоения непроверяемых написаний. Орфографический разбор и методика его проведения.

Организуя работу над орфограммой, исходят из учета основных линий общего психологического развития ребенка: наблюдение, мышление, практическое действие. В соответствии с этим в изучении орфограмм и орфографического правила выделяют три этапа: 1) ознакомление с орфограммой; 2) осмысление и запоминание орфографического правила; 3) применение изученного правила в процессе письма.

Ознакомлению с орфограммой предшествует актуализация опорных знаний, умений и навыков, которые необходимы для понимания учащимися правила, структуры орфографического действия и повышения эффективности управления им со стороны учителя.

Осмысление орфографического правила начинается с того, что его формулировка сверяется с той, которая дана в учебнике. Учитель анализирует структуру правила; условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях; последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.

Далее учитель организует учебную деятельность школьников таким образом, чтобы облегчить им усвоение и запоминание орфографического правила. С этой целью учащимися: 1) предлагается несколько раз про себя прочитать правило, запомнить условия, при которых действует данная норма, а затем – орфографическую норму; 2) назвать условия; 3) указать орфографическую норму.

Далее учитель проверяет, как орфографическое правило усвоено учащимися. С этой целью учащимся предлагается: 1) воспроизвести изученное правило, 2) составить схему, отражающую сущность изученной орфограммы.

Формирование орфографического умения осуществляется в процессе выполнения системы упражнений.

Случайные записи:

Русский язык. Орфография. Орфографические нормы. Основные принципы русской орфографии


Похожие статьи:

  • Орфография, ее принципы. орфоэпия

    Орфография (от греч. псип — `правильно’ и гсбцпт — `пишу’) — это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. В школьной…

  • Морфологический принцип русской орфографии

    В русском письме ведущим принципом правописания отдельного слова является не фонетический (хотя фонетические написания имеются) и не традиционный (хотя и…

  • Алфавиты, графика и орфография

    Алфавиты. Алфавит (от греч. alphabetos) — это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке….

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.