Чтение мифа о солнце и беседа сучащимися

—Что принес людям Ярило?

—В чем заключается его красота и необыкновенная сила?

—Как описывается пробуждение Матери Сырой земли? О каком времени года идет речь?

—Человек в представлении древних славян —часть природы. Подтвердите это, обратившись к тексту мифа.

Сопоставительная работа.

(Работа в парах. Учащиеся получают карточки с текстом см. с. 42.) Ребята, мифы многих народов мира тесно связаны между собой, в них много общего. Сейчас вы познакомитесь с отрывками из мифов разных народов о сотворении мира. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Что общего в представлении древних людей о сотворении мира?»

Работа в тетрадях.

Словарик славянских мифологических персонажей.

Велес—бог богатства и скота, бог мудрости, соперник Перуна.

Вий—царь подземного мира.

Вол х —бог войны.

Гамаюн —птица вещая, посланник богов.

Грифон —мощная птица-собака, охраняла путь к Рифейским горам.

Даждь-бог—один из древнейших славянских богов, прародитель русского народа.

Кащей Бессмертный—сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства.

Кривда —олицетворение всех темных сил, противница Правды.

Лада —супруга Сварога, матерь богов.

Перун—громовержец, бог грозы и войны.

Сварог —бог-творец.

Ярило—бог земледелия, сын Матери Сырой Земли.

Представления древних людей о сотворении мира.

Д р е в н и й Е г и п е т

«Не существовало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там —из небытия».

Д р е в н и е с л а в я н е

До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь прародитель наш. Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны…

Ц е н т р а л ь н а я А м е р и к а

«Это —рассказ о том, как всё было в состоянии неизвестности, всё холодное, всё в молчании, всё бездвижное, всё тихое: в пространстве неба было пусто… Не было ни человека, ни животного».

Д р е в н я я И н д и я

Вначале не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звёзд. Только воды простирались беспредельно. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них зародилось Золотое Яйцо… Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала небом, нижняя —землёю, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. Так была создана Вселенная.

Слово учителя

В славянской мифологии есть множество персонажей, хорошо знакомых вам по сказкам, литературным произведениям: это и домовые, и лешие, и бесы, и черти, и баба-яга, и русалки.

Послушайте отрывки.

…В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон —теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой…

…Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна…

—Из каких произведений эти отрывки?

—Кто их автор?

—Какие мифологические существа и места упоминаются?

Вот что говорится о них в мифологическом словаре.

Б е с —обобщенное название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые, косматые… Особенно любят проявлять себя летом и зимой: хрюкают, чавкают, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Могут превращаться не только в разных зверей, но и в неодушевленные предметы.

Б у я н —сказочный остров, который упоминается в русских сказках и заговорах. Расположен далеко в море. На нем находятся волшебные предметы, которые помогают сказочным героям бороться со злом. Есть и легендарный священный камень-алатырь —«белгорюч камень», «всем камням отец». Из-под него по всему миру растекаются целебные реки, как говорится в средневековых русских легендах и других произведениях фольклора. Тот, кто его найдет,

может надеяться на исполнение всех своих желаний.

Уголок для любознательных!

(По страницам романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах».)

1 ) П р а з д н о в а н и е И в а н а К у п а л ы.

Надвинулись сумерки. Наступает Иванова ночь. Рыбаки сказывают, что в эту ночь вода подергивается серебристым блеском, а бывалые люди говорят, что в лесах тогда деревья с места переходят и шумом ветвей меж собой беседы ведут. Сорви в ту ночь огненный цвет папоротника —поймешь язык всякого дерева и травы, понятны станут тебе разговоры дверей и домашних птиц. Тот цвет-огонь —дар Ярилы. То —царь-огонь!

2 ) Ц в е т о к п а п о р о т н и к а.

Ровно в полночь на одно мгновение тот чудный цветок распускается: из середины широколистного папоротника поднимается цветочная почка, шевелится она, двигается, словно живая, и вдруг со страшным треском раскрывается —и тут является огненный цвет. Незримая рука тотчас скрывает его. То —цвет-огонь, дарованный богом Ярилой. То —царь-огонь!

3 ) К у п а л ь с к и е и г р ы.

Тускнеет заря на небе, ярко разгораются купальские костры, обливая красноватым светом темные перелески и отражаясь в сонных водах алыми столбами. Вся молодежь пред кострами —девушки в венках из любистка и мака, иные с травяными поясами, у всех молодцев цветы на шляпах. Крепко схватившись за руки, прыгают они через костер попарно: не разойдутся руки во время прыжка —быть паре мужем и женой, разойдутся —свадьбы не жди! До утра кипит веселье молодежи вокруг купальских костров.

IV. ИТОГИ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.С.Изучить статью

2.На сайтеhttp://godsbay.ru/ прочитать о славянской мифологии и славянских богах

3.Пересказать близко к тексту, сохраняя особенности повествования, народный миф о Солнце.

Случайные записи:

Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце


Похожие статьи:

  • Поддержание беседы: умение слушать

    Многие люди беспокоятся, что в определенный момент им нечего будет сказать. Они порой ошибочно полагают, что хорошее общение возможно только в том…

  • Методика обучения чтению на иностранном языке

    Лекция 18 1.Чтение как вид речевой деятельности. 2.Обучение технике чтения. 3.Характеристика видов чтения. 4.Требования к учебным текстам. Методика…

  • После второго чтения текста

    C1 ГИА 2012 – сжатое изложение В настоящее время в контрольные измерительные материалы экзамена за курс основной школы включено задание С1, которое…

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.