Для факультета специальной педагогики и психологии

1.Рефлекс как основа поведения человека: понятия «рефлекс», «рефлекторная дуга»; звенья рефлекторной дуги; типы раздражителей, стимулирующих рефлекторную деятельность; основные типы рефлексов, их краткая сравнительная характеристика; формирование рефлексов в процессе онтогенеза.

2.Рефлекс как основа поведения человека: понятие «безусловный рефлекс»; физиологическая характеристика безусловного рефлекса; основные группы безусловных рефлексов, их краткая характеристика; роль безусловных рефлексов в формировании поведения человека.

3.Рефлекс как основа поведения человека: понятие «сложные врожденные безусловные рефлексы» или «инстинкты»; физиологическая характеристика инстинктивной деятельности как формы врожденного поведения.

4.Рефлекс как основа поведения человека: понятие «динамический стереотип»; физиологическая характеристика динамического стереотипа как одной из форм поведения; отличие динамического стереотипа от инстинктивной деятельности.

5.Рефлекс как основа поведения человека: понятие «условный рефлекс»; правила формирования условного рефлекса; закон «силовых отношений» в проявлении условных рефлексов; физиологические механизмы образования условных рефлексов. Условные рефлексы высших порядков; «динамический стереотип»; значение условных рефлексов в формировании поведения

6.Процессы возбуждения и торможения как основа высшей нервной деятельности: понятия «высшая нервная деятельности», «возбуждение нервных процессов», «торможение нервных процессов»; типы торможения условных рефлексов; характеристика безусловного торможения; изменение значения безусловного торможения в процессе онтогенеза. Характеристика условного торможения; изменение значения условного торможения в процессе онтогенеза.

7.Понятие об индивидуальных особенностях высшей неравной деятельности: понятие «высшая нервная деятельность»; процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности, их основные свойства; понятие «тип высшей нервной деятельности»; классификация типов высшей нервной деятельности по соотношению свойств основных процессов, лежащих в основе высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову), их психофизиологическая характеристика и соотношение с классификацией типов темперамента человека.

8.Понятие об индивидуальных особенностях высшей неравной деятельности: понятие «высшая нервная деятельность»; роль сигнальных систем действительности в формировании типа высшей нервной деятельности; понятие о сигнальных системах действительности; классификация типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем (по И.П. Павлову), их психофизиологическая характеристика.

9.Поведение как результат деятельности сложной функциональной системы: понятие «поведение»; схема функциональной системы поведения (по П.К. Анохину), физиологическая характеристика каждого ее звена.

10.Потребность и ведущая мотивация как стимул формирования поведенческого акта: понятия «потребность», «мотивация»; отличие мотивации от потребности; типы мотиваций; общие свойства биологических мотиваций; физиологические механизмы формирования мотивации; функциональная связь мотивации с другими компонентами функциональной системы поведения; роль мотиваций в формировании личности; физиологические основы патологический мотиваций (алкоголизм, наркомания, курение).

11.Эмоции как компонент поведенческого акта: понятие «эмоции»; типы эмоций; значение эмоций; физиологические механизмы формирования эмоций; роль эмоций в формировании поведения; понятие о «застойных эмоциях» и «эмоциональном стрессе», их влияние на организм; методы борьбы и профилактики застойных эмоций и эмоционального стресса.

12.Застойные эмоции как причина формирования неврозов и невротических реакций: понятия «эмоции», «застойные эмоции», «эмоциональный стресс», «невроз», «невротическая реакция»; основные группы неврозов, их краткая характеристика; краткая характеристика невротических состояний; физиологические основы неврозов и невротических состояний как результата застойных эмоций и эмоционального стресса; профилактика неврозов и невротических состояний.

13.Память как компонент поведенческого акта: понятие «память»; виды биологической памяти; типы памяти по характеру сохраняемого материала и по характеру сохраняемых образов; формы памяти, их краткая характеристика; роль памяти в формировании поведения. Физиологические механизмы памяти. Стадии процесса памяти; их физиологическая характеристика.

14.Внимание как компонент целенаправленного поведения: понятие «внимание»; типы внимания, их характеристика; физиологические механизмы внимания; возрастные особенности внимания; роль внимания в формировании целенаправленного поведения.

15.Мышление как высшая форма познавательной деятельности: понятие «мышление»; виды мышления; типы мышления, их психофизиологическая характеристика; роль межполушарной асимметрии в проявлении мыслительной деятельности.

16.Межполушарная асимметрия головного мозга. Возрастные и индивидуальные особенности. Теории формирования межполушарной асимметрии мозга. Роль в процессах мышления.

17.Речь как особая функция человека. Центры речи. Межполушарная асимметрия мозга в реализации речевых функций. Становление речи в процессе онтогенеза. Типы речи. Нарушения речи.

18.Функциональные состояния организма: понятие; центры, регулирующие смену функциональных состояний. Типы функциональных состояний.

19.Бодрствование как функциональное состояние организма. Центры нервной системы, регулирующие бодрствование. Цикличность процесса бодрствования. Потребность в бодрствовании в разные возрастные периоды.

20.Сон как функциональное состояние организма. Понятие, функции, стадии и фазы сна, их физиологическая характеристика. Центры, регулирующие процесс сна, смену фаз сна, смену сна и бодрствования. Сноподобные состояния: гипноз, летаргия, сомнамбулизм, кома.

21.Стресс как физиологическое состояние организма. Типы стресса, и стрессогенных факторов. Причины формирования стресса. Этапы формирования стресса, физиологические механизмы каждого этапа. Понятие эустресса и дистресса. Психологические аспекты стресса. Стрессотипы и их характеристика. Профилактика последствий дистресса.

Случайные записи:

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.