Г.е. щуровский и его школа

Г. Е. Щуровский родился в 1803 г. В 1826 г. Щуровский успешно окончил курс медицинского факультета Московского университета со званием «лекаря». Однако практическая медицина его интересовала мало, поэтому он охотно принял предложение руководства Московского университета взять на себя обязанности заведующего кафедрой «естественной истории» и лектора по курсам зоологии, ботаники и минералогии на медицинском факультете и получил возможность сосредоточиться на научных исследованиях в области биологии.

В геологических работах 50-х и последующих годов, Щуровский оставался убежденным эволюционистом. «Вследствие такой постепенности развития – писал он в статье «Эпоха образования Урала» — человек, как венец всего творения, должен был явиться последним». Но поражение Сент-Илера в диспуте с Кювье сильно отразилось на судьбе Г.Е. Щуровского. Он решил уничтожить свою книгу. В 1834 г. Щуровский принял предложение читать курс минералогии, а в 1835 г. ему было предложено занять в качестве экстраординарного профессора вновь учрежденную кафедру минералогии и геогнозии.

Первый этаж деятельности Щуровского в качестве главы этой кафедры можно считать временем его вхождения в хотя и знакомую ему, но все же новую область естествознания — науку о Земле. Он поставит себе целью посетить некоторые интереснейшие в геологическом отношении и важнейшие в смысле присутствия полезных ископаемых регионы России: Урал, Алтай и некоторые смежные территории.

Процессы горообразования на Урале и связанные с ними деформации палеозойских комплексов, в результате которых их первоначальное горизонтальное залегание сменилось на наклонное и даже вертикальное, Щуровский, следуя идеям Л. фон Буха и А. Гумбольдта о так называемых «кратерах поднятия», рассматривал как результат воздымания и сжатия Уральского сооружения под влиянием напора и внедрения в их твердую внешнюю оболочку и частично выхода на поверхность глубинных расплавленных масс. Среди плутонических пород Урала Щуровский различал две основные группы — граниты и т.н. порфиры, к которым он относил (в соответствии с тогдашней терминологией) породы более основного, чем граниты, состава — диориты, змеевики и пр.

В 1844 г. Щуровский осуществил геологическое путешествие на Алтай. Результаты этой экспедиции он изложил в книге-дневнике, что объясняется гораздо меньшей изученностью Алтайского региона.

В первые же годы преподавательской деятельности Щуровский приступил к геологическому исследованию Московской губернии и Москвы, где он проводил экскурсии со студентами. Помимо трех больших монографий он написал еще одну монографическую работу, посвященную геологии Кваказа и Закавказья. Кроме того, Щуровского весьма интересовала проблема эрратических валунов, широко распространенных в четвертичных отложениях северной половины европейской части России. Он считал неубедительной дрифтовую гипотезу Ч. Лайеля и Л. фон Буха о разносе эрратических валунов по Европейским равнинам льдинами и айсбергами, плававшими по затопившим их во время трансгрессии океана морским водам, а, напротив, склонялся к предположению об их распространении в составе моренных образований, связанных с обширными ледниковыми щитами, покрывавшими Скандинавию и примыкавшие к ней с юга территории Северной Европы.

Особое место в научном творчестве Щуровского занимает серия работ по истории геологических исследований в России. Он первым открыл незаслуженно забытые замечательные труды Ломоносова в области геологии и минералогии.

Многолетняя педагогическая деятельность профессора Щуровского как заведующего кафедрой минералогии и геогнозии, а затем в качестве заведующего кафедрой геогнозии и палеонтологии продолжалась 45 лет и составила целую эпоху в истории геологии и Московском университете.

Ученики и постедователи: Ф.К. Шмидт, М.А. Толстопятов (позднее поулчил руководство кафедрой минералогии), К.О. Милашевич, А.П. Павлов (продолжил дело Щуровского в качестве главы созданной им университетской, московской геологической школы).

Случайные записи:

Щуровский вариации на чешскую тему Детская школа искусств


Похожие статьи:

  • Основные школы развития науки

    Цель и задачи ГКПС ГКПС – первая часть нефтегазопромысловой геологии, ибо она изучает месторождения до начала разработки и в процессе их освоения, ибо…

  • Школа естественных наук двфу. по дисциплине «метрология»

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ По дисциплине «Метрология» Направление 020100.68 — Химия Магистерская программа «Химия элементоорганических…

  • Виды школ и их назначение

    Для выращивания саженцев в лесных питомниках обычно организуют узкорядные, комбинированные, уплотненные и плодовые древесные школы. Узкорядные (обычные)…

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.