Экспрессивность ( выразительность)

Логичность.

  • Аргументированность
  • Последовательность
  • Доказательность

Правильная речь должна соответствовать законам логики:

  • Закон тождества – Предмет мысли в рамках одного высказывания должен оставаться неизменным.
  • Закон противоречия – Не могут быть одновременно истинными два

высказывания: одно из которых утверждает что-

либо, а другое отрицает то же самое.

  • Закон исключенного третьего — Из двух противоречивых высказываний

( утв. или отриц. то же) одно должно быть ложно, другое истинно, третьего не дано.

  • Закон достаточного основания – Истинность суждения должна быть обоснованна доказанными ранее суждениями.

Ошибки:

а) Сопоставление несопоставимого. У Морозки…

б) Смешение конкретного и абстрактного (Сейчас мы расскажем погоду.)

в) Различение тождественного (Михаил бредил…)

г) Мнимое противопоставление ( Меня зовут Галя, но…)

д) Расширение или сужение понятия (…и прочитали отрывок из его тв-ва)

е) Скрещение понятий ( Прогулка несопоставима с удовольствием)

ж) Установление или образование несуществующих связей. (Больше всего на свете я люблю…)

2. Информативность. Речь должна быть немногословной, но ёмкой.

Ошибки:

а) Недостаток информации (Детей – на плечи, флаги – в руки…

Сдается квартира с ребенком.)

б) Переизбыток информации:

  • Многословие (притяжат и возвр. местоимения)

Перед своей смертью…

  • Пустословие (Ляпалиссиада) До женитьбы…
  • Плеоназм (смысловое излишество) толпа людей
  • Тавтология (использ. однокоренных слов) гость в гостях

Неизбежная тавтология крыть крышу

Скрытая тавтология первый дебютный

Точность и ясность.

  • Двусмысленность, связанная с неправильным использованием местоимений. (Они кормили его мясом своих собак.)
  • Двусмысленность, связанная с недостатком информации.( Женщине присудили 50% мужа.)
  • Двусмысленность, связанная с неправильным построением предложения. (Стены украшают плакаты и флажки. Троллейбус обогнал гоночный автомобиль. Санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения.)
  • Двусмысленность, связанная с использованием многозначных слов и омонимов. (Продаются крылья для старого москвича. За год учебы мы поьеряли 6 студентов. На 1 оператора падает 51 корова.)

Пути преодоления:

1. Вставить слово.

2. Изменить активную конструкцию на пассивную

3. Использовать однокоренные синонимы.

Чистота речи.

1) Просторечие можно использовать:

  • В художественных произведениях (Характерологическая функция)
  • Для соблюдения интеллектуального паритета (т.е. можно говорить, но соблюдать нормы)
  • Языковая игра (Берут специально посторечные выражения, чтобы подчеркнуть характер ситуации.)
  • В переводческой деятельности. ( Ругань и мат можно переводить просторечием)
  • В публицистике для оценивания идейных противников
  • Функция эпотажа – эпотирование (Если на этом языке говорит народ, то и поэт (божественный человек) может использовать просторечие для написания произведений)

2) Слэнг и жаргон ( пофессионализм, уголовники, бомжи, молодежь)

3) Диалекты – речь той или иной местности.

4) Профессионализмы – тоже засоряют речь

5) Окказионализмы – слова придуманные послать оказию, к случаю. В письменной речи почти всегда являются ошибкой. ( Осторожно – сосули!…Лилипут лолипоп невытанцовывается прозаседавшиеся)

6) Канцелярит – использование в разговорной речи слов из официально – делового стиля. ( Благоустроенный зеленый массив, в апреле месяце, 5 рублей денег, одна тысяча девятьсот, на берегу водоема…)

7) Речевые штампы и клише

Штампы – это утратившие образность устойчивые выражения, использование которых свидетельствует о недостатке языкового вкуса. (красной нитью проходит, сторожилы не припомнят, смерть вырвала его из наших рядов)

Клише – это просто устойчивое сочетание, не несущее в себе яркой образности и оценочности суждения и служащий экономии языка.

8) Слова – паразиты и хезитация (отражает паузы)

Маркирует плохой уровень культуры речи. Это дает время подумать. Образованный человек в это время молчит

Слова – паразиты используют тогда, когда не могут подобрать нужное слово.

(типа, чисто конкретно, в натуре…)

Хар – ка умной речи: умение держать паузу, молчать, темп речи

Экспрессивность ( Выразительность)

Коннотация – созначение или дополнительное значение ( теща рябина..)

Виды коннотации:

1) оценочность – скрытое в слове либо-,+ оценка предмета. Создается интонацией, специальными конструкциями, фразеологическими оборотами, исп.афиксов, прамым и переносным значением слов, иронией . Дурак – дураком, тьма — тьмущая

2) Образность (языковая, авторская)

3) Собственная экспрессивность ( есть – жрать – хавать)

На фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом уровнях.

4) Эмоциональность – не лингвистич., а психолингвистическая

категория. (Интонация, междометия, опр. Суф и аффиксы, переносн. Значение

Случайные записи:

Анна Бессонова — Тренер


Похожие статьи:

  • Выразительность и образность речи

    Выразительность и образность речи как коммуникативные качества базируются на специфическом характере человеческого сознания, на особенностях отображения…

  • Над фактическим материалом

    Методика анализа и оценки фактического материала Термин фактический материал, принятый в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы —…

  • Формы и законы мышления. мышление и язык.

    Формы мышления: понятия, высказывания, умозаключения. Понятие – это форма мышления, отражающая существенные признаки объекта или класса объектов….

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.