Электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тема: Вводное занятие. История иммунологии, современный этап развития. Иммунологическая лаборатория.

1. Назовите определение иммунологии.

2. Что является предметом изучения иммунологии.

3. Роль Э.Дженнера и Л. Пастера в развитии иммунологии.

4. Расскажите о развитии иммунологии до середины ХХ века: работы И.И. Мечникова, Р. Коха, Ш. Рише, П.Портье, К. Ландштейнера и др.

5. Расскажите о Нобелевских лауреатах в области иммунологии.

6. Расскажите о современном этапе развития иммунологии – молекулярной иммунологии.

7. Расскажите о понятии «иммунитет».

8. Назовите особенности иммунной системы.

9. Охарактеризуйте основные феномены, определяющие свойства иммунной системы (специфичность, чувствительность, иммунологическая индивидуальность, клональный принцип организации, иммунологическая память, толерантность, способность к регенерации, способность клеток к рециркуляции, феномен «двойного распознавания», регуляторное действие на другие системы организма).

10. Назовите виды иммунитета.

11. Охарактеризуйте отличительные особенности врожденного и приобретенного иммунитета.

12. Какие функции реализуются системой врожденного иммунитета?

13. Какова роль паттернраспознающих рецепторов в реакциях врожденного иммунитета.

14. Расскажите о структуре иммунологической лаборатории.

15. Назовите основные задачи иммунологической лабораторий.

16. Назовите основные современные методы иммунологических исследований.

17. Проточная цитометрия: принцип метода, практическое применение.

18. Расскажите о принципе иммуноферментного анализа.

19. Полимеразная цепная реакция: принцип метода, практическое применение.

Тема: Структурно-функциональная организация иммунной системы.

1. Назовите определение понятия «иммунная система».

2. Назовите особенности иммунной системы и ее физиологические функции.

3. Охарактеризуйте строение тимуса, костного мозга, селезенки, лимфатического узла.

4. Перечислите виды лимфоидной ткани.

5. Расскажите об особенностях лимфоидной ткани.

6. Объясните функциональные различия центральных и периферических органов иммунной системы.

7. Назовите клеточные и гуморальные факторы врожденного и приобретенного иммунитета

8. Назовите особенности врожденного и приобретенного иммунитета.

9. Назовите виды стволовых клеток.

10. Назовите морфологические и фенотипические особенности стволовых гемопоэтических клеток.

11. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы развития гемопоэтической клетки.

12. Назовите группы клеток иммунной системы.

13. Какие клетки относятся к истинным иммунокомпетентным? Каковы их отличительные особенности?

14. Расскажите о лимфоците как основном элементе иммунной системы.

15. Охарактеризуйте В-лимфоциты и основные субпопуляции (В1 и В2 клетки).

16. Назовите и охарактеризуйте субпопуляции Т-лимфоцитов.

17. Каковы особенности клеток памяти.

18. Перечислите и охарактеризуйте основные клеточные элементы врожденного иммунитета.

19. Назовите факторы взаимосвязи врожденного и приобретенного иммунитета.

Тема: Врожденный иммунитет, клеточные и гуморальные факторы.

1. Назовите определение врожденного иммунитета.

2. Охарактеризуйте отличительные особенности врожденного иммунитета.

3. Какова роль клеток доиммунного воспаления (врожденного иммунитета) в инициации иммунного ответа.

4. Какие функции реализуются системой врожденного иммунитета?

5. Охарактеризуйте факторы врожденного иммунитета.

6. Охарактеризуйте основные клеточные элементы врожденного иммунитета.

7. Дайте характеристику основным рецепторам врожденного иммунитета.

8. Назовите факторы активации клеток врожденного иммунитета.

9. Охарактеризуйте механизмы цитотоксичности нормальных киллеров.

10. Какова роль молекул адгезии (селектины, интегрины) в реализации врожденного иммунитета?

11. Перечислите виды антимикробных пептидов.

12. Назовите определение хемотаксиса. Назвать основные группы хемоаттрактантов.

13. Охарактеризуйте строение и функции хемокинов и их рецепторов.

14. Назовите функции ИЛ-8.

15. Охарактеризуйте хемотаксис лимфоцитов.

16. Охарактеризуйте стадии миграции лейкоцитов.

17. Какой механизм врожденного иммунитета является главным при защите от про- и эукариотических патогенов?

18. Назовите определение фагоцитоза и охарактеризуйте его этапы.

19. Назовите гуморальные факторы врожденного иммунитета.

20. Какие пути активации системы комплемента Вы знаете?

21. Назовите факторы активации системы комплемента.

22. Белки острой фазы воспаления. Пентраксины; в)Биогенные амины; г)Липидные медиаторы. Эйкозаноиды; д) Цитокины.

Тема: Система цитокинов. Методы тестирования цитокинов.

1. Назовите определение цитокинов?

2. Что включает система цитокинов?

3. Назовите классификацию цитокинов.

4. Охарактеризуйте клетки-продуценты цитокинов.

5. Перечислите свойства цитокинов.

6. Приведите пример свойств цитокинов «синергизм» и «антагонизм».

7. Что вы понимаете под свойством «плейотропность», «каскадность», «избыточность».

8. Опишите механизм взаимодействия цитокинов с клеткой-мишенью.

9. Расскажите о роли ЦК в регуляции иммунного ответа.

10. Клетки продуценты ИЛ-1 и его биологическое значение.

11. Назовите клетки продуценты ИЛ-2 и его биологическое значение.

12. Назовите клетки продуценты ИЛ-3 и его биологическое значение.

13. Назовите клетки продуценты ИЛ-4, 5 и их биологическое значение.

14. Назовите клетки продуценты ИЛ-6 и его биологическое значение.

15. Назовите клетки продуценты ФНО и его биологическое значение.

16. Интерфероны и их биологическое значение.

17. Перечислите методы определения цитокинов в биологических жидкостях.

18. Охарактеризуйте виды патологии в системе цитокинов.

19. Назовите основные цитокины – участники воспалительного процесса и их роль в его развитии и исходе.

20. Какие цитокины называют «пирогенными», и почему?

21. Какие ЦК способствуют резкому уменьшению массы тела, вплоть до кахексии и каков механизм их действия?

22. Какие ЦК определяют тяжесть течения септического процесса, почему?

23. Назовите ЦК, участвующие в развитии аллергического воспаления.

24. Назовите классификацию ЦК — регуляторов воспалительных реакций.

25. Назовите основные свойства ФНО, ИЛ-1 и ИЛ-2.

26. Назовите ЦК, определяющие дифференцировку Тх1 и Тх2 типа

27. Назовите типы ИФН, их свойства.

28. Каково содержание ЦК в биологических жидкостях в норме?

Тема: Иммунопоэз. Дифференцировка и характеристика Т- и В-лимфоцитов. Антитела, МКА.

1. Что понимают под фенотипом клетки?

2. Охарактеризуйте лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы.

3. Что включает в себя Т-система иммунитета?

4. Назовите морфологические особенности Т- клеток.

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы лимфопоэза Т-клеток.

6. Дайте характеристику дубль позитивных и дубль негативных Т-клеток.

7. Что понимают под позитивной и негативной селекцией Т-лимфоцитов, где она происходит?

8. Охарактеризуйте популяцию и субпопуляции Т-хелперов.

9. Охарактеризуйте наивные Т-клетки.

10. Что понимают под термином «примирование»?

11. Укажите механизмы цитотоксичности Т-киллеров.

12. Назовите и охарактеризуйте варианты регуляторных Т-клеток (Т- reg), их функцию.

13. Дайте характеристику популяции T??-лимфоцитов.

14. Назовите особенности NKT-клеток.

15. Охарактеризуете строение антигенраспознающего рецептора Т-лимфоцитов (TCR).

16. Охарактеризуете строение антигенраспознающего рецептора В-лимфоцитов (ВCR).

17. Назовите особенности распознавания антигена TCR-рецептором.

18. Что такое феномен двойного распознавания?

19. Что такое «иммунологическая память»? Охарактеризуйте особенности Т- и В-клеток памяти.

20. Назовите этапы дифференцировки В — лимфоцитов.

21. Назовите особенности В1 и В2 – лимфоцитов.

22. Назовите виды патологии в Т- и В-системе иммунитета.

23. Перечислите методы определения Т- и В-клеток.

24. Охарактеризуйте строение антител.

25. Назовите классы антител и их характеристику.

26. Дайте определение домену и назовите домены антител.

27. Расскажите схему получения моноклональных антител.

Тема: Главный комплекс гистосовместимости человека. Генная структура и функции молекул I и II классов, методы типирования.

1. Назовите особенности HLA системы и ее строение.

2. Охарактеризуйте гены и антигены HLA I, II и III классов.

3. Каковы особенности антигенов HLA I класса.

4. Охарактеризуйте особенности антигенов HLA II класса.

5. Назовите функции HLA системы, обеспечивающие регуляцию иммунного ответа.

6. Назовите особенности HLA антигенов I и II классов.

7. Объясните роль HLA антигенов в реакциях отторжения трансплантата.

Тема: Механизмы иммунного ответа, генетический контроль.

1. Назовите определение иммунного ответа и охарактеризуйте его этапы. Какова роль клеток доиммунного воспаления (врожденного имммунитета) в инициации иммунного ответа.

2. Назовите типы иммунного ответа.

3. Охарактеризуйте понятие процессинг антигена.

4. Что такое феномен двойного распознавания?

5. Какие факторы необходимы для активации Т-индукторов (Тх0)?

6. Назовите факторы активации Тх1 и Тх2 типов?

7. Охарактеризуйте этапы гуморального иммунного ответа на тимусзависимые антигены и тимуснезависимые антигены.

8. Какие сигналы необходимы для активации В-лимфоцитов?

9. Какие иммуноглобулины синтезируются на тимусзависимые Аг при первичном иммунном ответе?

10. Назовите механизмы взаимодействия клеток в иммунном ответе.

11. Какие классы иммуноглобулинов синтезируются при вторичном иммунном ответе?

12. Назовите особенности клеток памяти?

13. Охарактеризуйте понятие первичного и вторичного иммунного ответа.

14. Назовите особенности клеточного иммунного ответа.

15. Охарактеризуйте цитотоксический Т-клеточный иммунный ответ; воспалительный иммунный ответ.

16. Перечислите механизмы регуляции иммунного ответа.

17. Какова роль регуляторных Т-лимфоцитов в регуляции иммунного ответа?

18. Назовите виды регуляторных Т-лимфоцитов и кратко охарактеризуйте их.

Тема: Эффекторные реакции врожденного и адаптивного иммунитета.

1. Назовите типы эффекторных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.

2. Перечислите антителозависимые эффекторные механизмы защиты.

3. Охарактеризуйте нейтрализацию, как один из начальных этапов освобождения организма от антигенов.

4. Охарактеризуйте механизмы собственной (реликтовой) активности антител.

5. Назовите основные компоненты АЗКЦ, условия ее реализации, механизмы.

6. Перечислите Т-лимфоцитзависимые эффекторные механизмы иммунитета.

7. Назовите основные этапы реализации ГНТ.

8. Объясните механизм цитотоксического действия ЦТЛ, NK.

Тема: Инфекционные агенты как иммуногены. Противоинфекционный иммунитет.

1. Дайте определение антигена.

2. Охарактеризуйте строение антигена.

3. Какие виды локализации антигена, как ключевого фактора для определения типа иммунного ответа Вы знаете?

4. Назовите классификацию антигенов.

5. Какие иммунологические процессы вызывают в организме липополисахариды грамотрицательных бактерий?

6. Каким образом микроорганизмы влияют на фагоцитоз?

7. Назовите пути защиты микроорганизмов от иммунного возмездия.

8. Охарактеризуйте антигенный дрейф (drift), антигенный сдвиг (shift).

9. Дайте определение инфекционного процесса.

10. Какие формы противоинфекционного иммунитета Вы знаете?

11. Назовите отличия врожденного и адаптивного иммунитета.

12. Охарактеризуйте механизмы приобретенного иммунитета.

13. Назовите стадии противоинфекционного иммунитета.

14. Опишите этапы стадии индукции противоинфекционного иммунитета.

15. Назовите клетки, участвующие в осуществлении эффекторной стадии противоинфекционного иммунитета.

16. Охарактеризуйте иммунологическую память и ее роль в течении инфекционного процесса.

17. Какими факторами реализуется противобактериальный иммунитет?

18. Назовите особенности противобактериального иммунитета.

19. перечислите особенности противовирусного иммунитета.

20. Какие механизмы формирования ВИД при инфекции Вы знаете?

21. Укажите факторы, реализующие эффекторную стадию иммунного ответа при внутриклеточных бактериальных инфекциях.

22. Чем обусловлен стойкий иммунитет после перенесенной коревой краснухи?

Тема: Иммунные процессы в слизистых оболочках (мукозальный иммунитет).

1. Назовите определение понятия «мукозальный иммунитет».

2. Охарактеризуйте лимфоидную ткань слизистых оболочек.

3. Назовите факторы, влияющие на состояние местного иммунитета.

4. В чем особенности строения Пейеровых бляшек?

5. Перечислите клеточные и гуморальные факторы иммунной защиты барьерных тканей.

6. Охарактеризуйте защитную роль нормальной микробной микрофлоры слизистых оболочек.

7. Охарактеризуйте механизмы распознавания антигенов клетками врожденного иммунитета.

8. Назовите функции различных гуморальных факторов, принимающих участие в антимикробной защите на поверхности слизистых оболочек.

9. Объясните роль М-клеток в иммунных реакциях.

10. Охарактеризуйте индуктивные (афферентные) зоны слизистой оболочки.

11. Охарактеризуйте эфферентные зоны слизистой оболочки.

12. Назовите особенности клеток Лангерганса.

13. Объясните защитную роль кератиноцитов.

14. Объясните роль молекул «хоминга» на лимфоцитах.

15. Охарактеризуйте эффекторные механизмы мукозального иммунитета.

Тема: Генетика гистосовместимости. Трансплантационный иммунитет

1. Назовите определение понятия трансплантационный иммунитет.

2. Охарактеризуйте трансплантационные антигены, укажите их локализацию.

3. Объясните роль HLA антигенов в реакциях отторжения трансплантата.

4. Назовите виды трансплантатов.

5. Расскажите об иммунологических механизмах отторжения трансплантата.

6. Объясните причины сверхострого отторжения.

7. Охарактеризуйте хроническое отторжение трансплантата.

8. Изложите суть РТПХ и назовите условия, при которых возможно ее развитие у человека.

9. Перечислите принципы подбора донора и реципиента.

10. Существуют ли лабораторные маркеры отторжения трансплантата.

11. Назовите методы типирования HLA антигенов.

12. Перечислите мероприятия, проводимые для предотвращения отторжения трансплантата.

Тема: Иммунологические аспекты гемотрансфузиологии.

1. Дайте определение иммуногематологии.

2. Охарактеризуйте антигены эритроцитов.

3. Что понимают под видовыми и групповыми антигенами эритроцитов?

4. Какие антигены эритроцитов имеют наибольшее практическое значение?

5. В чем особенности системы АBO?

6. Охарактеризуйте группы крови.

7. Назовите номенклатуры для обозначения антигенов системы резус.

8. Какой антиген в системе резус является основным?

9. Каков механизм гемолитической анемии плода?

10. Почему резус-отрицательным пациентам нельзя вводить резус-положительную кровь?

11. Почему у резус-отрицательных женщин, беременных Rh + плодом, резус-конфликт наступает, как правило, при повторной беременности?

12. Назовите антигены лейкоцитов и тромбоцитов.

13. Назовите показания к применению гемокомпонентной терапии.

14. Перечислите виды посттрансфузионных реакций.

15. Охарактеризуйте причины развития специфических посттрансфузионных реакций.

16. Какие мероприятия включает иммунологический мониторинг при переливании крови?

17. Охарактеризуйте виды иммунных реакций, возникающих при переливании несовместимой по АВО крови.

18. Какими симптомами характеризуется гемолитическая реакция при переливании крови несовместимой по ABO и Rh- системам?

19. Перечислите особенности иммунных взаимоотношений донора и реципиента.

Тема: Противоопухолевый иммунитет. Иммунодиагностика и пути активизации противоопухолевой защиты.

1. Назовите доказательства существования противоопухолевого иммунитета в здоровом организме.

2. Что Вы понимаете под онкоантигенами?

3. Перечислите группы опухолевых антигенов.

4. Охарактеризуйте раковоэмбриональные антигены.

5. Изложите кратко вирусную теорию рака.

6. Назовите вещества, относящиеся к химическим канцерогенам.

7. Что понимают под гетерогенными антигенами и какова их роль в развитии опухолей?

8. Назовите типы изменения антигенных свойств тканей при малигнизации.

9. Перечислите особенности изменения поверхности опухолевых клеток.

10. Назовите причины ускользания опухолей от иммунологического надзора.

11. Назовите основные механизмы противоопухолевого иммунитета.

12. Каковы особенности изменений в иммунной системе у онкологических больных?

13. Назовите современные методы иммунодиагностики опухолей.

14. Каковы подходы к иммунотерапии злокачественных опухолей?

15. Охарактеризуйте моноклональные антитела в терапии опухолей.

Тема: Иммунологически привилегированные органы. Иммунные взаимоотношения матери и плода.

1. Назовите определение аутоиммунитета, иммунологической толерантности, анергии.

2. Охарактеризуйте механизмы естественной толерантности.

3. Назовите определение понятия иммунологически привилегированных органов.

4. Перечислите «классические» иммунологически привилегированные органы.

5. Назовите механизмы, обеспечивающие иммунологическую привилегированность.

6. Перечислите клеточные и гуморальные факторы локальной иммуносупрессии иммунологически привилегированных органов.

7. Какова роль фактора ранней беременности в процессе оплодотворения?

8. Как изменяется вилочковая железа при беременности?

9. Какова роль плаценты при беременности, как иммунорегуляторного барьера?

10. Какова роль основных антигенов трофобласта в предотвращении отторжения плода?

11. Охарактеризуйте супрессорный иммунитет при беременности.

12. Перечислите критерии, позволяющие предположить иммунологические причины невынашивания беременности.

13. Каковы особенности иммунного статуса у женщин с невынашиванием беременности?

14. Назовите методы иммунотерапии невынашивания беременности.

15. Каков механизм лечебного эффекта при трансплантации кожного лоскута от мужа?

16. Каков механизм лечебного эффекта при введении беременной женщине лейкоцитов от донора?

17. Назовите время закладки во внутриутробном периоде тимуса, селезенки, лимфатических узлов.

18. К какому сроку в крови плода появляются зрелые В-клетки?

19. Чем характеризуется система комплемента плода к моменту рождения?

20. Охарактеризуйте особенности фагоцитарных клеток плода.

21. Назовите критический период во внутриутробном развитии плода, чем он характеризуется?

22. Почему новорожденные дети склонны к генерализованным инфекционно-воспалительным процессам?

23. Перечислите критические периоды постнатального развития и время их наступления.

24. Назовите особенности иммунной системы соответствующих критических периодов.

25. Какой вид иммунного ответа преобладает у детей 3-6 мес?

26. В каком возрасте у ребенка завершается формирование систем иммунитета, барьерных тканей (кожи и слизистых)?

27. Перечислите общие закономерности развития иммунной системы у детей.

28. Чем объяснить преобладание супрессорной направленности иммунного ответа у детей первых 2-х критических периодов?

29. В чем смысл абсолютного и относительного лимфоцитоза в периферической крови детей до препубертатного периода?

30. Назовите главные особенности становления иммунной системы у детей 4 и 5 критических периодах?

Тема: Лабораторные методы оценки функционирования иммунной системы.

1. Охарактеризуйте понятие иммунный статус.

2. Назовите цели оценки иммунного статуса.

3. Чем объясняется вариабельность иммунологических показателей иммунного статуса здорового человека?

4. Что понимают под иммунограммой?

5. Какие показатели относятся к тестам I уровня, в чем их особенности?

6. Какие показатели относятся к тестам II уровня, в чем их особенности?

7. Перечислите правила интерпретации иммунограммы.

8. Назовите методы определения количества Т- и В-лимфоцитов.

9. Охарактеризуйте метод проточной цитометрии.

10. Какую информацию врачу дает постановка РБТЛ, РТМЛ?

11. Перечислите методы, позволяющие охарактеризовать состояние МФС.

12. Для оценки какой системы иммунитета используется НСТ-тест и в чем его сущность?

13. В чем принцип метода хемилюминесценции?

14. Охарактеризуйте методы оценки поглотительной способности нейтрофилов.

15. Назовите методы оценки кислороднезависимой бактерицидности нейтрофилов.

16. Перечислите методы определения иммуноглобулинов.

17. Опишите принцип метода иммуноферментного анализа.

18. Какими методами определяется специфический IgE?

19. Какие методы используются в клинической практике для определения цитокинов?

20. Какие лабораторные тесты позволяют определить компоненты комплемента?

21. Какие методы позволяют выявить антигены?

22. Охарактеризуйте метод ПЦР.

23. Какие методы позволяют изучать местные факторы защиты слизистых оболочек?

Тема: Введение в иммунопатологию, иммунные механизмы повреждения тканей.

1. Назовите определение понятия иммунопатология.

2. Назовите структуру иммунопатологии.

3. Охарактеризуйте факторы, способствующие развитию иммунопатологии.

4. В чем состоят особенности сбора анамнеза для выяления иммунопатологии?

5. Перечислите типы иммунных механизмов повреждения тканей

6. Охарактеризуйте I тип иммунопатологических реакций.

7. Приведите примеры заболеваний, патогенез которых обусловлен 1 типом иммунопатологических реакций.

8. Охарактеризуй те механизм II типа иммунопатологических реакций.

9. Приведите примеры заболеваний , патогенез которых обусловлен II типом реакций?

10. Расскажите механизм III типа иммунопатологических реакций.

11. Приведите пример заболеваний, обусловленных III типом иммунопатологических реакций.

12. Охарактеризуйте механизм IV типа иммунопатологических реакций. Приведите примеры заболеваний, патогенез которых определен этим типом.

13. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы диагностики иммунопатологии.

14. Охарактеризуйте особенности клинических проявлений иммунопатологии в стоматологии: инфекционный сондром, аутоиммунный, аллергический синдром, лимфопролиферативный.

Литература

а) Основная литература:

1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается.

2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. — 750 с. : ил. — (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов).

б) Дополнительная литература

1. Земсков, А.М. Клиническая иммунология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / А.М.Земсков, В.М.Земсков, А.В.Караулов; под ред. А.М.Земскова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 319 с.

2. Колхир В.П. Доказательная аллергология-иммунология. — М.: Практическая медицина, 2010. – 528с.

3. Москалёв, А.В. Инфекционная иммунология: учеб. пособие для студентов мед. ВУЗов / А.В. Москалёв, В.Б. Сбойчаков, Ю.В. Лобзина; под ред. Ю.В. Лобзина.- СПб.: Фолиант, 2006.- 171 с.: ил.

4. Основы клинической иммунологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов : пер. с англ. / Э.Чепель, М.Хейни, С.Мисбах, Н.Сновден. — 5-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 416 с. : ил.

5. Юдина, С.М., Поповцева О.Н. Методы оценки иммунного статуса: учебно-метод. пособие для студентов и врачей / С.М.Юдина, О.Н. Поповцева: ГОУ ВПО, КГМУ.- Курск: КГМУ,2006.-120 с. Имеется электронный ресурс.

Периодические издания:

1. Международный журнал по иммунореабилитации

INTERNATIONAL JOURNAL ON IMMUNOREHABILITATION

2. Аллергология и иммунология

3. Иммунология

4. Медицинская иммунология (г. Санкт-Петербург)

5. Российский иммунологический журнал

6. Цитокины и воспаление.

7. Реферативный журнал

— Иммунология, аллергология (с указателями)

Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www. studmedlib.ru

– Клиническая иммунологияи аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 640 с. : ил.

– Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 752 с. : ил.

– Иммунология: практикум : учеб.пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 176 с. : ил.

– Клиническая иммунология: учебник / под ред. А.М. Земскова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.

– Руководство по клинической иммунологии. Диагностика заболеваний иммунной системы : руководство для врачей. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 352 с. : ил.

2. http://immuninfo.ru

3. http://immunology.org/

4. http://allimmunology.org

5. http://collegemicrob.narod.ru/immunology

Зав. каф. клинической иммунологии

и аллергологии, проф. С.М. Юдина

График приема отработок

Отечественные электронные ресурсы в информационном обеспечении научных исследований. Кочукова Е.Д.


Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.