Как рассчитать налог на добычу полезных ископаемых

      Комментарии к записи Как рассчитать налог на добычу полезных ископаемых отключены

Как рассчитать налог на добычу полезных ископаемыхКак вычислить налог на добычу нужных ископаемых

Налог на добычу нужных ископаемых

Налог на добычу нужных ископаемых один из самых «молодых» налогов в русском налоговой совокупности. Он был введен в воздействие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. В один момент были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и кое-какие платежи за пользование недрами, и налоги на нефть.

Плательщиками налога на добычу нужных ископаемых (НДПИ) являются организации и личные предприниматели. признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр смогут быть субъекты предпринимательской деятельности, а также участники несложного товарищества, зарубежные граждане, юридические лица, в случае если законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра смогут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-другие работы и геологические изыскания, направленные на неспециализированное геологическое иные работы и изучение недр, проводимые без значительного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений нужных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей нужных ископаемых;
  • добычи и разведки нужных ископаемых;
  • эксплуатации и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей нужных ископаемых;
  • образования очень защищаемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

<p>

Как видно из приведенного списка, лишь один вид недропользования может вырабатывать объект налогообложения, в частности — добыча нужных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • нужные ископаемые, добытые из недр в России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с русским законодательством;
  • нужные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, в случае если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • нужные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, в случае если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, и на арендуемых у зарубежных стран либо применяемых на основании интернационального соглашения территориях.

Так, при определении объекта налогообложения, главным есть понятие «добытого нужного ископаемого». Добытое нужное ископаемое — это продукция горнодобывающей индустрии и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, иной смеси и жидкости).

Эта продукция — первая по собственному качеству соответствующая госстандарту РФ, либо иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, интернациональным либо стандартам предприятия, в случае если иных нет) продукция. Не может быть признана нужным ископаемым продукция, полученная при предстоящей переработке (обогащении) нужного ископаемого, поскольку она считается уже продукцией перерабатывающей индустрии.

Обычно у плательщиков налогов появляются определенные сложности при отнесении добываемого нужного ископаемого к конкретному виду нужных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как направляться из текста ст. 337 НК, в базе отнесения нужного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, национальные, во-вторых, региональные, в-третьих — интернациональные и лишь, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией.

Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, говорит о последовательности их применения. Так, обращаться к региональным стандартам возможно лишь при отсутствия национальных, а к стандартам предприятия лишь в том случае, если нет ни национальных, ни региональных, ни международных.

Таковой подход к определению «добытого нужного ископаемого» свидетельствует, что предприятия, осуществляющие целый комплекс операций по добыче нужных ископаемых, их дальнейшей переработке и обогащению и реализующие уже не продукцию добывающей индустрии, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения использовать особые способы объёмов и определения стоимости фактически добытого нужного ископаемого.

К числу главных видов добываемых нужных ископаемых для целей налогообложения Налоговый кодекс (ст. 337) относит:

  • уголь, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды тёмных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные бриллианты и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, которые содержат нужные ископаемые либо природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и кое-какие иные виды нужных ископаемых.

Не будут считаться объектами налогообложения налогом на добычу нужных ископаемых:

  • общераспространенные нужные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на национальном балансе нужных ископаемых, добытые личным предпринимателем и применяемые им конкретно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • нужные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов либо отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в случае если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и кое-какие иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу нужных ископаемых образовывает один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду нужного ископаемого раздельно или как цена добытого нужного ископаемого, или как количество добытого нужного ископаемого в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов нужного ископаемого как своеобразные либо как адвалорные. Так, в основном нужных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по природному газу и нефти — своеобразные.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает следующие ставки налога на добычу нужных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сейчас российское законодательство оперирует практически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок..

Первая модель — неспециализированная схема, обрисованная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по списку видов) число нужных ископаемых. При данной модели налоговая база определяется как цена добытого нужного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение газа, которое предполагает оценку добытого нужного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и использование к ней своеобразной налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При данной модели налоговая база определяется или как цена драгоценных металлов, оцененная исходя из стоимостей реализации химически чистого продукта или исходя из стоимостей фактической реализации (при добыче самородков) и и в том и другом случае используется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При данной модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней используется своеобразная налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка возможно выяснена как своеобразная плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют место различия в определении таких значительных элементов налога как порядок формирования налоговой базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них совпадают и установлены Налоговым кодексом.

Ответственным элементом обложения налогом на добычу нужных ископаемых есть количество добытых нужных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, Налоговый кодекс устанавливает, как направляться определять количество добытого нужного ископаемого и каков порядок определения цены всего добытого нужного ископаемого (ст. 339 НК).

Количество нужного ископаемого может определяться как прямым методом, так и косвенным. При применении прямого метода количество добытых нужных ископаемых определяется конкретно посредством применения измерительных приборов и средств (вес, количество извлеченного ресурса). Косвенный метод — это определение количества добытого нужного ископаемого расчетно, на основании информации о содержании добытого нужного ископаемого в общем количестве извлеченного минерального сырья.

Косвенный способ используется в тех случаях, в то время, когда использование прямого нереально.

В соответствии с Налоговым кодексом оценка цены нужного ископаемого может определяться одним из трех способов.

Первый способ предполагает применение сложившихся у плательщика налогов за соответствующий налоговый период стоимостей реализации нужного ископаемого не учитывая взятых национальных субвенций. Второй способ подобен первому и используется в тех случаях, в то время, когда национальные субвенции отсутствуют. Для этих способов выручка от реализации определяется не учитывая НДС (при реализации на территории РФ).

Выручка от реализации кроме этого значительно уменьшается на затраты плательщика налогов по доставке продукции до потребителя (в том случае в случае если в соответствии с соглашением поставки затраты на транспортировку несет поставщик). В сумму затрат по доставке продукции до потребителя, которая возможно вычтена из выручки от реализации, например, включаются затраты на оплату таможенных сборов и пошлин при внешнеторговых сделках, затраты по доставке либо перевозке продукции, затраты по обязательному страхованию транспортируемой продукции и другие.

Третий способ предполагает определение цены добытого нужного ископаемого расчетным методом. Данный метод используется в тех случаях, в то время, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого нужного ископаемого и исходя из этого нереально применять фактические стоимости реализации. В этом случае определяется расчетная цена добытых нужных ископаемых.

Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей затраты. В частности, материальные затраты, затраты на зарплату , суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей нужных ископаемых, затраты на ремонт соответствующего оборудования, затраты на освоение природных ресурсов и другие виды затрат, которые связаны с добычей оцениваемого нужного ископаемого. Список этих затрат установлен п.4 ст.340 НК РФ.

Разглядим второй и третий методы оценки на условных примерах (первая модель).

Пример 1. Допустим, что на одном участке недр добывается металлическая руда. Количество добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тысячь киллограм. Допустим, что оптовая цена реализации металлической руды образовывает 400 руб. за тонну, а также НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с контрактом осуществлялась за счет клиента. Национальные субвенции отсутствовали.

Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тысячь киллограм * (400- 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8% (см. табл.18) сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2. Допустим, что

АО АБВ ведет добычу калийных хлористого натрия и солей на одном участке. Потому, что налогообложение этих двух видов нужных ископаемых осуществляется по разным ставкам (табл.18.), нужно выяснить налоговую базу по каждому нужному ископаемому раздельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась.

Общая сумма затрат составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тысячь киллограм солей, а также 45 тысячь киллограм калийной соли и 105 тысячь киллограм натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма затрат распределяется между двумя добытыми нужными ископаемыми пропорционального доле каждого из них в общем количестве добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45 т / 150 т) затрат либо 21,6 тыс. руб. а на долю натриевой соли 70% (105 т/150 т) затрат либо 50,4 тыс. руб.

Так, сумма налога на добычу нужных ископаемых составит:

  • по калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;
  • по натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб.

Независимую проблему воображает определение цены добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из стоимостей реализации химически чистого металла не учитывая НДС. уменьшенных на затраты плательщика налогов по его доставке и аффинажу до получателя (ст. 340 НК).

Так, Налоговый кодекс Российской Федерации практически делает исключение из неспециализированного порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз выделим, что по всем иным видам нужных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не имеет возможности оцениваться по продуктам предстоящей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам — оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.

Значительное отличие порядка определения налоговой базы по драгоценным металлам связано с тем, что в Законе «О драгоценных камнях и драгоценных металлах» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением других полупродуктов и концентратов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из для того чтобы определения уже в Налоговом кодексе приходится определять другой порядок формирования налоговой базы (и частично другой объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, дабы не допускать противоречий между нормативными актами.

В этом случае (драгоценных металлов) цена единицы добытого нужного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого нужного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. Наряду с этим цена единицы химически чистого металла значительно уменьшается на затраты плательщика налогов по доставке и аффинажу продукции до получателя.

Поясним это на примере.

Пример 3. Предположим, что на золоторудном месторождении AAA было получено 700 кг золотосодержащего сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг / 700 кг) * 100% = 61,1 %.

Допустим, что затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Плательщик налогов в отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с соглашением осуществлялась за счет клиента. Биржевая цена на золото в разглядываемом периоде составила 365 руб. за 1 грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом затрат на аффинаж:

  • (365 руб. * (1 — 0,025)) — 0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую базу по НДПИ:

  • 420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Ставка НДПИ при добыче золота образовывает 6% (табл.18). Так, сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, налогоплательщиком AAA по результатам налогового периода составит: 91145008,5 руб. * 0,06 = 5468700,51 руб.

Налоговым кодексом установлен особенный порядок обложения налогом на добычу нужных ископаемых неповторимых самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических стоимостей реализации (третья модель вариант Б в табл. 18).

Неповторимые самородки, не подлежащие переработке, учитываются раздельно и в расчет общего числа добытого нужного ископаемого не включаются. сертификация и Оценка неповторимых самородков осуществляется Государственным фондом, эта же организация выкупает кое-какие самородки. Невыкупленные Государственным фондом самородки возвращаются добывшим их организациям либо реализуются с аукциона.

Наряду с этим договорная (либо аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по стоимостям мирового рынка, действовавшим на момент заключения соглашения купли-продажи).

В случае если добытые организацией самородки не относятся к числу неповторимых, то они смогут продаваться по договорным стоимостям самими добывающими организациями (в порядке, установленном русским законодательством). В случае если же самородок реализовать нереально, организация может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего числа добытого нужного ископаемого.

Потому, что не будут считаться объектами налогообложения налогом на добычу нужных ископаемых добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для создания минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.

Разглядим сейчас четвертую из выделенных нами моделей обложения НДПИ, используемую при налогообложении добычи нефти.

Количество добытых нужных ископаемых в этом случае определяется, как это было обрисовано выше, прямым методом. Налоговая ставка же устанавливается как своеобразная — в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых стоимости одного бареля нефти (Кц) и поправочным коэффициентом Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (как раз к этому сорту относится нефть, добываемая в России).

Коэффициент Кц каждый квартал определяется налогоплательщиками самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 15) * P/261 ,

  • Ц — средний за налоговый период уровень стоимостей сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;
  • Р — среднее значение за налоговый период курса аммериканского доллара к рублю, устанавливаемого Центробанком РФ. Среднее значение курса определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центробанком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр и кроме этого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В случае если степень выработанности запасов (N/V ) конкретного участка недр больше либо равна 0,8 и меньше либо равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 * N/V ,

  • N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая утраты при добыче) согласно данным национального баланса запасов нужных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
  • V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в соответствии с правилами с учетом списания и прироста запасов нефти в соответствии с данными национального баланса запасов нужных ископаемых на 1 января 2006 года.

, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, превышает 1. коэффициент Кв принимается равным 0,3. В случае если степень выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Практически использование аналогичной схемы расчета коэффициента Кв разрешает организациям, добывающим нефть на в далеком прошлом разрабатываемых и существенно истощенных участках недр применять понижающий неспециализированную ставку НДПИ коэффициент.

Так, сумма налога на добычу нужных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв. где V — количество добытой в налоговом периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как своеобразной с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на данный продукт разрешает при устойчивого увеличения стоимости одного бареля нефти (что имело место в течении 2002 — 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении стоимости одного бареля нефти (что имело место в 2008 — 2009 гг.) наоборот, снижать фактическую ставку налога.

Так, в случае если по результатам некоевого налогового периода средний уровень стоимости одного бареля нефти сорта «Юралс» составил 58,1 долл. США за баррель, а курс 32 руб. за американский доллар, то повышающий налоговую ставку коэффициент составит:

Кц = (58,1 — 15) * 32/261 = 5,16

Это указывает, что при вышеуказанных мировых стоимостях на нефть и курсе американского доллара фактическая ставка НДПИ составит 2162,75 руб./т.

Нужно обратить внимание на то, что при понижении цены на русского нефть ниже 15 долл. за баррель, налог на добычу нужных ископаемых практически не уплачивается — коэффициент получает отрицательное значение.

Налог на добычу нужных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Как раз по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, плательщик налогов обязан подняться на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, согласится территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. В случае если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога обязана распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле нужного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем количество добычи. Но это не свидетельствует, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в бюджет страны, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

Как уже отмечалось выше, налог на добычу нужных ископаемых был введен с 1 января 2002 г. и сходу стал главным платежом за пользование природным ресурсами. Так, по результатам 2009 г. на его долю было нужно более 90% всех ресурсных платежей и 7,9% всех доходов консолидированного бюджета России.

Налог на добычу нужных ископаемых в виде:

Источник: www.grandars.ru

Категория: Налоги

43 Налог на добычу полезных ископаемых

43 Налог на добычу нужных ископаемых

Занимательные записи:

Максимально занимательные для Вас статьи, подобранные по важим запросам: