Контрольные задания по современному

Русскому языку

(раздел: Морфология)

(для студентов заочной формы обучения специальности

«Журналистика»)

Задание 1

Примечание:

Все задания, предлагаемые в этом упражнении выполняются письменно.

1) Прочитайте предложения.

1. Дубровский со своим кучером связал их двоих и привел их связанными к себе на двор. 2. Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекуров, приглашая его подписать предлагаемую бумагу. 3. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж которыми шла прямая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в нескошенный луг, на котором паслась спутанная лошадь. 4. Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. 5. Проголодавшегося медведя, бывало, запрут в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, именное в стену. 6. Кирила Петрович задумался: воспоминания, возбуждаемые в нем погорелою усадьбою, были ему неприятны. 7. Волга протекала под окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами.

(А. Пушкин)

2) Выпишите из текста по одному примеру каждой части речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, причасти я, деепричастия, наречия, предлога, союза, частицы.

Распределите их по двум группам:

— самостоятельные части речи;

— служебные части речи.

Разберите морфологически слова каждой части речи по данным схемам разбора частей речи (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

Задание 2

Найдите и перепишите небольшой публицистический (газетный) текст с указанием всех выходных данных, в котором будут представлены все части речи. Выделите их и подпишите.

Контрольные задания по современному

Русскому языку

(раздел: Морфология)

(для студентов очной формы обучения специальности

«Журналистика»)

Задание 1

Примечание:

Все задания, предлагаемые в этом упражнении выполняются письменно. Задания по глаголу можно выполнять как отдельное контрольное задание.

1) Прочитайте текст рассказа Б.С. Житкова «Мангусты».

Раз ночью я проснулся от крика на палубе. Тревожно, испуганно кричали люди. Я быстро оделся и выбежал. Кочегар Федор кричал, что сейчас идет он с вахты, и вот из этих самых индийских деревьев, вот из этой груды, выползла змея и сейчас же назад спряталась. Что змея — во! В руку толщиной, чуть ли не две сажени длиной. И вот даже на него сунулась.

Кто-то сказал: «Они тепло любят, они к людям в койки заползают». Все примолкли. Вдруг все повернулись ко мне:

— А ну, зверушек сюда! Мангустов этих! А ну, пускай они!

Уже кто-то сбегал ко мне в каюту и уж нес сюда клетку. Я открыл ее около самой груды, где кончались деревья и видны были черные ходы между стволами. Я видел, как первой юркнула в черный проход ручная и, следом за ней, дикая. А Федор уже стоял с топором. Потом все примолкли и стали слушать. Но ничего не слышно было. Вдруг кто-то крикнул:

— Гляди, гляди! Хвост!

Федор замахнулся топором, другие отступили дальше. Я схватил Федора за руку: он с перепугу чуть не хватил топором по хвосту — хвост был не змеи, а мангусты. Он то высовывался, то снова втягивался. Потом показались задние лапки. Лапки цеплялись за дерево. Видно, что-то тянуло мангусту назад.

— Помоги кто-нибудь! Видишь, ей не по силам! —
крикнул Федор.

Но никто не помогал, а все попятились назад. Даже Федор с топором. Вдруг мангуста изловчилась — видно было, как она вся извивалась, цепляясь за колоды. Она рванулась и вытянула за собой змеиный хвост. Хвост мотнулся; он вскинул вверх мангусту и брякнул ее о палубу.

— Убил, убил!—закричали кругом.

Но моя мангуста — это была дикая — мигом вскочила на лапы. Она держала змею за хвост, она впилась в нее своими острыми зубками. Змея сжималась, тянула дикую снова в черный проход. Но дикая упиралась всеми лапками и вытаскивала змею все больше и больше. Змея была толщиной в два пальца, и она била хвостом о палубу, как плетью, а на конце держалась мангуста, и ее бросало из стороны в сторону.

Все в страхе ждали, когда появится змеиная голова. Сейчас уж конец, и вырвется наружу вся змея. Это что? Это не змеиная голова, это мангустина! Вот и ручная прыгнула на палубу: она впилась в змею сбоку. Змея извивалась, рвалась, она стучала мангустами по палубе, а они держались, как пиявки. Вдруг кто-то крикнул: «Бей!» — ударил ломом по змее.

Все бросились и кто чем стали молотить. Я боялся, что в переполохе убьют мангуст. Я оторвал от хвоста дикую. Она была в такой злобе, что укусила меня за палец; она рвалась и царапалась. Ручную оторвал мой товарищ.

… С этих пор все стали очень любить моих мангуст и таскали им поесть, что у кого было.

Мангустов этих — в речи персонажа вместо нормативного мангуст (род. п. мн. ч.).

2) Выполните следующие задания во тексту Б.С. Житкова «Мангусты»:

По имени существительному:

1. Выпишите из текста 5 существительных.

2. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «имя существительное» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

По имени прилагательному:

1. Выпишите из текста 5 прилагательных.

2. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «имя прилагательное» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

По имени числительному:

1. Выпишите из текста числительные.

2. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «имя числительное» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

По местоимению:

1. Выпишите из текста несколько местоимений.

2. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «местоимение» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

По глаголу:

1.Найдите в тексте 5 глаголов, определите их инфинитивы. От какой основы образованы формы, найденные вами в тексте?

2. Контрольные задания по современному Найдите несколько глаголов совершенного вида, так чтобы они представляли разные оттенки видового значения. Также найдите и глаголы несовершенного вида, с разными оттенками видового значения и подберите к ним видовые пары.

3. Найдите в тексте возвратные глаголы, которые соотносятся с невозвратными. Есть ли в тексте глаголы с собственно-возвратным значением (причесываться — причесывать себя)? Есть в тексте возвратные глаголы, которые показывают действие как свойство предмета (Собаки иногда кусаются).

4. Есть ли в тексте глаголы с безличным значением?

5. Выбежал… выползла… заползают… вытаскивала… таскать… (найдите эти глаголы в тексте). Какие из этих глаголов обозначают направленное, какие — ненаправленное движение?

Сравните:

Направленное движение: ползти (несов. в.) — заползти (сов. в.) — заползать (несов. в.).

Ненаправленное движение: ползать (несов. в.) — заползать (сов. в.).

К какому из этих инфинитивов относится глагол заползают, данный в тексте?

8. Найдите в тексте несколько глаголов, так чтобы они представляли разные наклонения.

9. Разберите морфологически один из глаголов по данным схемам разбора части речи «глагол» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

10. Выпишите из текста несколько причастий. Определите, от каких слов они образованы, с помощью чего.

12. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «причастие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

13. Выпишите из текста несколько деепричастий. Определите, от каких слов они образованы, с помощью чего.

14. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «деепричастие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

По наречию:

1. Выпишите из текста несколько наречий.

2. Разберите морфологически одно из них по данным схемам разбора части речи «наречие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

По служебным частям речи:

1. Выпишите из текста несколько предлогов (в контексте), союзов (в контексте), частиц (в контексте).

2. Разберите морфологически одну из служебных частей речи по данным схемам разбора частией речи «служебные части речи» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

Задание 2

Найдите и перепишите небольшой публицистический (газетный) текст с указанием всех выходных данных, в котором будут представлены все части речи. Выделите их и подпишите.

Список использованной литературы

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы: Учеб. Пособие для учащихся /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.

2. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола. — М., 1971.

3. Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. — СПб., 1996.

4. Бондарко А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол. — Л., 1967.

5. Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). — М., 1986.

6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 1987.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. (Словоизменение). — М., 1977.

8. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. 2-е изд. — М., 1995.

9. Клобуков Е. В. Семантика падежных форм в современном русском литературном языке (введение в методику позиционного анализа). — М., 1986.

10. Крылова О.А. Современный русский язык. – М., 1997.

11. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. — М., 1997.

12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

13. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1981.

14. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы её выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984.

15. Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1984.

16. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., 1983.

17. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. Ун-те, 1983.

18. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. — М.: Книга, 1985.

19. Ненашев М.Ф. Газета, читатель, время. – М.: Мысль, 1986.

20. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4. – М., 2003.

21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 24-е, исправленное /Под общей редакцией Л.И. Скворцова. – М., 2003.

22. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Р.И. Аванесова. 3-е изд., стереотип. – М., 1987.

23. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.

24. Панов М.В., Сабаткоев Р.Б. Русский язык. Лексика. Фонетика. Теория письма. Морфология: Учеб. пособие для учащихся нац. педучилищ Российской Федерации. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1993. – 431 с.

25. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., 1997.

26. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Уральск. Кн. Изд-во, 1994.

27. Русский язык: Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.

28. Русский язык: Энциклопедия. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1988; 2003.

29. Сборник упражнений по современному русскому языку /Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 1994.

30. Словарь новых слов русского языка /Под ред. Н.З. Котеловой. – СПб., 1995.

31. Современный русский язык (Морфология. Синтаксис) /Под ред. проф. Е.М. Галкиной-Федорук. – М.: Издательство Московского университета, 1964. – Ч. II. – 638 с.

32. Современный русский язык /Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1995; 1997.

33. Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей высших учебных заведений /В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 928 с.

34. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 560 с.

35. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979.

36. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. /Ред. Г.Н. Скляревская. — СПб., 1998.

37. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. Ч. 1-2. – М., 1993; 1994.

38. Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебн. пособие. 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Высшая школа, 1990.

39. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 1975.

40. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. – М., 1977.

41. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 1977.

Случайные записи:

20 Гениальных ОТВЕТОВ ШКОЛЬНИКОВ в Контрольных Работах


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.