Кто является плательщиком ндс украина

      Комментарии к записи Кто является плательщиком ндс украина отключены

Кто является плательщиком ндс украинаКто есть плательщиком ндс украина

Регистрация плательщиком НДС:

одним — возможно, вторым — необходимо

Галина ТИМОШИНА, консультант по вопросам налогообложения

Нина АНДРЕЕВА, бухгалтер-специалист

Закон № 2505 1 внес так много трансформаций в Закон об НДС 2. что «разгребать завалы» придется несколько месяц. Одно из таких трансформаций касается базы — определения плательщиков НДС.

Кто есть плательщиком НДС

Дабы выяснить, кто есть плательщиком НДС, нужно узнать, кто в соответствии с терминам Закона об НДС считается лицом . Данный вывод направляться из формулировок п.9.3 и п.9.4 ст.9 этого Закона, в которых выяснены лица . каковые в соответствии с указанными подпунктами обязаны либо смогут быть зарегистрированы в качестве плательщиков НДС .

В соответствии с п.1.2 ст.1 Закона об НДС лицом (независимо от того, есть оно резидентом либо нет), как и ранее, считается:

– субъект предпринимательской деятельности . а также предприятие с зарубежными инвестициями ;

– второе юрлицо . которое не есть субъектом предпринимательской деятельности;

– физическое лицо (гражданин, лицо и иностранный гражданин без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской в правовом поле, либо ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины.

Сейчас данный список дополнен представительствами нерезидента, не имеющими статуса юрлица . До сих пор такие представительства не являлись ни лицом, ни, следовательно, плательщиком НДС в понимании Закона, потому, что не соответствовали ни одному из приведенных в Законе показателей. Одновременно с этим ГНАУ допускала необязательную (вернее — добровольно-принудительную) регистрацию таких представительств в качестве плательщиков НДС (тем более что такую регистрацию потребовало и Положение № 79 3 ).

В список лиц, установленный п.1.2 ст.1 Закона об НДС. добавлено кроме этого отдельное виртуальное лицо . «сложенное» из двух и более лиц, каковые реализовывают совместную деятельность без создания юрлица . До сих пор в соответствии с ст.16 Указа № 857 4 лицом, важным за внесение и удержание НДС в бюджет при исполнении соглашений совместной деятельности, считалось лицо, которое вело учет результатов таковой деятельности.

По большому счету же в соответствии с требованиями Закона об НДС возможно выделить три категории лиц, каковые должны (смогут) быть плательщиками этого налога:

– лица, подлежащие необходимой регистрации;

– «добровольцы»;

– импортеры.

Лица, подлежащие необходимой регистрации

Начнем с тех, кто обязан пройти регистрацию в качестве плательщика НДС.

1. Это лица, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (одолжений), подлежащих налогообложению, в течение последних двенадцати календарных месяцев превышает 300 тыс. грн. (не учитывая НДС) независимо от того, какой режим налогообложения применяет такое лицо (пп.2.3.1 ст.2 Закона об НДС ).

В связи с данной нормой, во-первых . обратим внимание на то, что практически в пять раз (с 61,2 до 300 тыс. грн. ) повысился порог регистрации — размер предельного количества операций, после достижения которого обязательно направляться пройти регистрацию плательщиком НДС. Сейчас установлено, что таковой количество обязан определяться в течение последних двенадцати календарных месяцев, а не за какой-либо период из последних двенадцати месяцев (как ранее).

Кто от этого победил, а кто проиграл? Победили в первую очередь те, кто желал бы сняться с регистрации в качестве плательщиков НДС, но существовавший порог регистрации не разрешал им сделать этого ранее (по поводу снятия с регистрации — см. потом). Проиграли же прежде всего СПД — физические лица. каковые уплачивают фиксированный либо единый налог или реализовывают торговлю на условиях уплаты рыночного сбора.

Сейчас они (после достижения указанного порога) должны становиться плательщиками НДС, соответственно, уплачивать еще один налог, вести дополнительный учет и воображать дополнительную отчетность. После достижения порога регистрации (300 тыс. грн.) плательщиками НДС должны становиться и юридические лица. каковые используют упрощенную совокупность налогообложения с применением ставки единого налога 10%.

И не смотря на то, что БУХГАЛТЕРИЯ 5 писала о возможности иного толкования данной нормы Закона об НДС. ГНАУ «выкрутилась» следующим образом. Юридическим лицам — плательщикам единого налога по ставке 10% она настоятельно порекомендовала не позднее 20 апреля 2005 года подать заявления о регистрации в качестве плательщиков НДС6.

Юридическим лицам «разрешили» в один момент подать прошение о переходе на уплату единого налога по ставке 6% либо на неспециализированную совокупность налогообложения.

Во-вторых . направляться обратить внимание, что сейчас светло указано: для определения порога необходимой регистрации учитываются лишь операции по поставке, подлежащие налогообложению в соответствии с Закону об НДС (другими словами облагаемые по ставке 20% либо 0%). Ранее по этому вопросу позиция ГНАУ была неоднозначной. Для определения «ветхого» предела в общем количестве операций налогоплательщикам предлагалось учитывать и операции, льготируемые по НДС, что не поддавалось никакой логике: существовавшее в прошлой редакции выражение, применяемое для описания «ветхого» предела («налогооблагаемых операций»), помой-му сказало само за себя.

В-третьих . порог регистрации определяется как по оплаченным операциям, так и по тем, оплата по которым еще не поступила (по правилу «первого события»). В самом Законе выяснено, что таковой предел обязан рассчитываться исходя из начисленной (уплаченной, предоставленной) суммы от осуществления операций по поставке. Да и кассовый способ налогового учета разрешен лишь плательщикам, не достигшим порога регистрации (пп.7.3.9 ст.7 Закона об НДС ).

В-четвертых . для расчета порога регистрации общая сумма от осуществления операций учитывается без НДС (что выяснено в самом пп.2.3.1 ст.2 Закона об НДС ). Это требование ущемляет права неплательщиков НДС, потому, что предполагает необходимость учета всего размера поставок у неплательщиков НДС (без уменьшения на сумму НДС из-за неначисления этого налога его неплательщиками).

2. Необходимой регистрации в качестве плательщиков НДС подлежат кроме этого «особенные» лица:

– лица, каковые поставляют товары (услуги) на таможенной территории Украины с применением глобальной либо локальных компьютерных сетей (пп.2.3.3 ст.2 Закона об НДС ). Наряду с этим установлено, что нерезидент может осуществлять такую деятельность лишь через собственный представительство, зарегистрированное в Украине, которое обязано пройти регистрацию плательщиком НДС. И не смотря на то, что прямо не выяснено, что регистрация таких лиц обязана происходить независимо от достигнутых количеств операций по поставке товаров (одолжений), это направляться из неспециализированной структуры пункта, посвященного необходимой регистрации. Одновременно с этим никаких уточнений относительно того, что такое лицо может использовать любую совокупность налогообложения, нет, что разрешает сделать оптимистичные выводы;

– лица, уполномоченные вносить консолидированный налог с объектов налогообложения, появляющихся благодаря поставки одолжений фирмами связи и железнодорожного транспорта . находящимися в их подчинении (пп.2.3.2 ст.2 Закона об НДС ). Наряду с этим выяснено, что порядок (по всей видимости, как и ранее — порядок определения лица, уполномоченного перечислять в бюджет налог) обязан установить КМУ, но уже не только для фирм ЖД транспорта, но и для фирм связи ;

– лица, каковые реализуют конфискованное имущество (пп.2.3.4 ст.2 Закона об НДС). Тут именно выделено, что такие лица подлежат необходимой регистрации в качестве плательщиков НДС независимо от успехи ими порога необходимой регистрации либо от применяемого режима налогообложения .

Из списка лиц, каковые ранее в обязательном порядке должны были пройти регистрацию в качестве плательщиков НДС, исключены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по торговле за наличные финансовые средства, независимо от размеров поставки, и лица . каковые предоставляют услуги, которые связаны с транзитом грузов и пассажиров через таможенную территорию Украины. Сейчас они становятся (либо не становятся) плательщиками НДС на неспециализированных основаниях .

Импортеры

В соответствии с п.2.4 ст.2 Закона об НДС плательщиком налога есть любое лицо, которое импортирует товары (сопутствующие услуги) на таможенную территорию Украины, независимо от того, какой режим налогообложения оно применяет в соответствии с законодательству.

Примечательно, что из списка плательщиков налога — импортеров исключены лица, каковые приобретают от нерезидента работы (услуги) для их применения либо потребления на таможенной территории Украины. Но это не свидетельствует, что импортер работ (одолжений) уплачивать НДС не будет.

Сейчас таковой импортер будет уплачивать либо не уплачивать «импортный» НДС в зависимости от места поставки одолжений (п.6.5 ст.6 Закона об НДС ). В случае если такие услуги будут предоставлять нерезиденты без участия представительства за пределами таможенной территории Украины, они не будут облагаться налогом. В случае если нерезидент будет предоставлять услуги в Украине (при отсутствии собственного представительства в Украине либо резидента-агента), то роль налогового агента 7 будет делать клиент, и такие услуги будут облагаться налогом на неспециализированных основаниях.

На неспециализированных основаниях будут уплачивать «импортный» НДС и плательщики налогов, использующие упрощенную совокупность налогообложения. ГНАУ обязывала их делать это и раньше. Сейчас же такое требование предусмотрено в Законе.

Помимо этого, для импортеров — юрлиц не установлены какие-либо стоимостные границы для освобождения от уплаты налога добавленой стоимости. Не ясно, как направляться поступать импортерам, ввозящим товары (не считая подакцизных) ценой менее 100 долларов, поскольку при таком ввозе ГТД заполнять не нужно (см. письмо Гостаможслужбы Украины

от 20.01.2004 г. № 11/4-15-525-ЕП).

Необходимость уплаты «импортного» НДС не распространяется лишь на физических лиц . не зарегистрированных плательщиками НДС, каковые ввозят (пересылают) товары (не считая запчастей и транспортных средств) в сопроводительном багаже либо приобретают их как почтовое отправление в пределах неторгового оборота в количествах, не подлежащих налогообложению. В случае если количества ввоза физическими лицами товаров (предметов) на таможенную территорию Украины превышают неторговый оборот, то НДС уплачивается на протяжении пересечения такими товарами (предметами) таможенной границы Украины без регистрации таких лиц плательщиками НДС.

«Добровольцы»

В соответствии с п.2.2 ст.2 Закона об НДС в качестве плательщика НДС возможно зарегистрировано любое лицо по его необязательному ответу.

Это указывает, что «добровольцами» смогут быть лица, имеющие право в соответствии с законодательству не регистрироваться плательщиками НДС (к примеру, сумма поставок в течение последних 12 календарных месяцев не превысила 300 тыс. грн.), но решившие о необязательной регистрации. В случае если порог регистрации будет превышен, доброволец делается лицом, подлежащим необходимой регистрации. Увидим, что так было и раньше, лишь порог был вторым (61,2 тыс. грн.).

Помимо этого, установлено, что без принуждения не смогут быть зарегистрированы физические лица, каковые избрали уплату фиксированного либо единого налога по упрощенной совокупности налогообложения либо реализовывают торговлю на условиях уплаты рыночного сбора (не смотря на то, что раньше такое право они имели). Одновременно с этим при превышении ими пределов регистрации они подлежат необходимой регистрации . Нонсенс!

Сроки регистрации

Сроки подачи заявления на регистрацию регулируются п.9.4 и п.9.6 ст.9 Закона об НДС. В зависимости от обстоятельств, каковые побуждают лицо регистрироваться плательщиком НДС, установлены различные сроки.

Сроки направления заявлений для необходимой регистрации следующие:

– лицо, у которого количество налогооблагаемых операций по поставке в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. . обязано подать прошение о регистрации налоговому органу по местонахождению (месту жительства) не позднее двадцатого календарного дня с момента успехи указанной суммы. Из этого требования направляться, что плательщики единого налога по ставке 10% и СПД — физические лица должны были подать заявление не позднее 20 апреля 8 ;

– в случае если у лица количество налогооблагаемых операций в течение отчетного налогового периода образовывает от 300 тыс. грн. до 600 тыс. грн. . то Закон об НДС обязывает направить налоговому органу заявление в течение 20 календарных дней, следующих за таким отчетным налоговым периодом . направляться обратить внимание читателей на словосочетание «отчетный период» — по Закону (в зависимости от суммы налогооблагаемых операций) отчетным периодом возможно как месяц, так и квартал. Увидим кроме этого, что тут, как и в других случаях, упомянуты не только операции по поставке, а налогооблагаемые операции по большому счету (и импорт?);

– в случае если лицо заключает одну либо более гражданско-правовых сделок, в следствии исполнения которых планируется осуществление налогооблагаемых операций, количество которых будет быть больше в течение отчетного налогового периода сумму 600 тыс. грн. . такое лицо обязано пройти регистрацию плательщиком налога до конца для того чтобы отчетного периода 9. Как видим, в первый раз предусмотрена регистрация на основании не отчетных результатов, а рассчетных. Так законодатели, по всей видимости, решили бороться с «оптимизаторами», каковые «прокручивали» солидные суммы в течение месяца, а после этого сворачивали деятельность;

– «импортёры» и особые лица прошение о регистрации направляют в налоговый орган не позднее чем за 20 календарных дней до начала осуществления таких операций.

При необязательной регистрации лица плательщиком НДС прошение о регистрации подается в налоговый орган не позднее 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут принимать во внимание плательщиками НДС.

Форма регистрационного заявления плательщика НДС (форма № 1-Р) до тех пор пока установлена приложением 1 к Положению № 79. Прошение о регистрации направляется в адрес налогового органа с уведомлением о вручении либо вручается лично представителем для того чтобы лица должностному лицу налогового органа. Налоговый орган обязан выдать заявителю (послать по почте) свидетельство о регистрации для того чтобы лица (форма № 2-Р, приложение 2 к Положению) в течение 10 дней 10 со дня получения регистрационного заявления и включить зарегистрированное лицо в Реестр плательщиков НДС.

Аннулирование регистрации

Регистрация действует до дня ее аннулирования, которое происходит в случаях, указанных в п.9.8 ст.9 Закона об НДС.

Сняться с регистрации по собственной инициативе может плательщик налога, что обязательно был зарегистрирован не меньше 24 месяцев и у которого за последние 12 текущих календарных месяцев количества налогооблагаемых операций составляли менее 300 тыс. грн. Но эта норма «получит» не скоро. В соответствии с Переходными положениями (п.13 раздела 2 Закона № 2505), плательщики, каковые подлежат снятию с учета как не достигшие порога регистрации, смогут сняться с учета не ранее 1 января 2006 года (сумма 300 тыс. грн. принятая в качестве порога регистрации, может использоваться как раз с данной даты). Аннулирование регистрации на этом основании осуществляется по заявлению плательщика об исключении из Реестра в те же сроки, каковые используются при включении в

Реестр.

По инициативе соответствующего налогового органа либо самого плательщика налогов аннулирование регистрации кроме этого осуществляется, в случае если:

– плательщик налога ликвидируется, независимо от обстоятельств, по которым осуществляется ликвидация (банкротство, ликвидация самостоятельно либо согластно судебному вердикту);

– плательщик регистрируется в качестве плательщика единого налога по ставке 10% (касается тех плательщиков, каковые были зарегистрированы добровольно, но количество налогооблагаемых операций у которых за последние 12 месяцев составил менее 300 тыс. грн.) либо делается субъектом вторых упрощенных совокупностей налогообложения, каковые определяют особенный порядок начисления либо уплаты налога добавленой стоимости, хороший от установленного этим Законом;

– плательщик выбирает особый режим налогообложения по ставкам, хорошим от указанных в ст.6 и ст.8-1 Закона об НДС ;

– плательщик не воображает в налоговый орган декларацию в течение 12 месяцев либо воображаемая декларация говорит об отсутствии налогооблагаемых операций по поставке.

В случае если аннулирование регистрации осуществляется согласно решению самого плательщика, он обязан вместе с заявлением вернуть в налоговую и свидетельство о регистрации плательщика НДС, в случае если же по инициативе налогового органа, такое свидетельство возвращается плательщиком в течение 20 календарных дней со дня принятия ответа об аннулировании. В этом случае задержка возврата свидетельства приравнивается к задержке в представлении налоговой отчетности по НДС.

Непонятным остается «пассаж», содержащийся в абзацах втором и третьем п.13 раздела 2 Закона № 2505. В абзаце втором указано, что лица, каковые не подпадают под определение плательщиков налога по ст.2 Закона об НДС. но были зарегистрированы ими до вступления в силу Закона № 2505. вместе с понятием налоговой декларации за последний налоговый период (за три первых месяца либо за март 2005 года) были в праве сказать налоговому органу об отказе от таковой регистрации.

В случае если такое сообщение налоговикам не поступило, такие плательщики должны принимать во внимание добровольно зарегистрированными (исключение составляют лишь физические лица, каковые избрали упрощенную совокупность налогообложения либо реализовывают торговлю на условиях уплаты рыночного сбора, поскольку таким лицам не дано быть «добровольцами» по большому счету). В абзаце третьем выяснено, что сумма 300 тыс. грн. для целей снятия с регистрации может использоваться лишь с 1 января 2006 года.

И в случае если второй абзац разглядывать в «связке» с третьим, возможно сделать вывод, что сняться с регистрации (не считая физических лиц, использующих упрощенную совокупность налогообложения, и плательщиков рыночного сбора) возможно лишь в 2006 году. В случае если второй и третий абзацы разглядывать как независимые нормы, то выходит, что отказ от регистрации по ст.13 Закона № 2505 был вероятен уже в апреле 2005 года, а снятие с регистрации в соответствии с пп.«а» п.9.8 ст.9 Закона об НДС — в 2006 году.

Ну а чтобы «очистить» последовательности плательщиков НДС от тех, кто не соответствует параметрам таких плательщиков, в двухмесячный срок по окончании вступления Закона № 2505 в силу налоговая обязана совершить опись.

Обратим кроме этого внимание плательщиков налогов, что аннулирование регистрации плательщика НДС без налоговых последствий не пройдет. Эти последствия намерено обрисованы в п.9.8 ст.9 Закона об НДС.

Санкции за нерегистрацию

До 31 марта 2005 года санкции за несвоевременную регистрацию плательщиков налогов, каковые обязаны пройти регистрацию, использовались в соответствии с Указом № 857. Но Закон № 2505 данный Указ отменил, а в новой редакции Закона об НДС законодатели очевидно что-то напутали. Неспециализированная норма о наказании за нерегистрацию в качестве плательщиков НДС, содержащаяся в п.10.2 ст.10, применима лишь для «добровольцев»! «Собственный» наказание имеется лишь при несвоевременного направления заявления на регистрацию лицами, каковые заключают соглашения на суммы более 600 тыс. грн. в отчетном периоде (п.9.4 ст.9 Закона об НДС ). Установлено, что в случае если такое лицо не направляет прошение о регистрации, оно отвечает за неначисление либо неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС без права начисления получения и налогового кредита бюджетного возмещения.

1 Закон Украины от 31.03.2005 г. № 2505 «О внесении трансформаций в Закон Украины «О гос бюджете Украины на 2005 год» и другие законы Украины» (прим. ред.).

2 Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную цена», с дополнениями и изменениями (прим. ред.).

3 Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную цена, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79, с дополнениями и изменениями (прим. ред.).

4 Указ Украинского президента от 07.08.98 г. № 857 «О некоторых трансформациях в налогообложении», с дополнениями и изменениями (прим. ред.).

5 Бухгалтерия — 2005. — № 17. — С.7-8 (прим. ред.).

6 См. письмо ГНАУ от 15.04.2005 г. № 7325/7/15-1217 // Бухгалтерия. — 2005. — № 17. — С.9 (прим. ред.).

7 Новое понятие в НДС-законодательстве (прим. авт.).

8 Довольно «нештрафования» плательщиков единого налога, каковые опоздали подать заявление на регистрацию, см. весточку ГНАУ от 19.04.2005 г. № 7538/7/15-2417 // Бухгалтерия. — 2005. — № 17. — С.6 (прим. авт.).

9 Тут указано не о необходимости направить заявление. а о необходимости уже пройти регистрацию, не смотря на то, что ниже, при описании ответствености, речь заходит как раз о направлении заявления (прим. авт.).

10 Не сообщено, каких: календарных либо рабочих (прим. авт.).

Источник: www.buhgalteria.com.ua

Категория: Налоги

Понять. Простить (2006 год)

Осознать. Забыть обиду (2006 год)

Увлекательные записи:

Максимально увлекательные для Вас статьи, подобранные по важим запросам: