Общая характеристика методов товароведения

Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели.

В товароведении применяются три группы методов:

1) Методы научного познания — методы, основанные на мыслительных действия или операциях в целях познания действительности.

К ним относят: анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

2) Эмпирические методы — методы, основанные на опыте или наблюдениях с использованием средств измерений для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Они подразделяются на:

— измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств);

— органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств);

— обследование товаров (определение характера, происхождения, состояния товаров);

— мониторинг товаров (Наиболее близкий русский эквивалент понятия мониторинг — «отслеживание») — систематическое и плановое наблюдение за состоянием рынка с целью его оценки, изучения тенденций, исследования конкурентной среды.

3) Методы практической товароведческой деятельности — методы, основанные на действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении.

Методы практической товароведческой деятельности включают в себя:

— технологические методы-действия (маркирование, упаковывание, транспортировка, хранение, подготовка к реализации и т. п.),

— методы-операции – оценка качества и измерение количества.

Оценку качества чаще проводят с использованием органолептических методов, причем наиболее часто здесь используется визуальный метод. При необходимости применяют измерительные методы оценки качества.

Классификация и кодирование как методы товароведения

1. Классификация продовольственных товаров – это разделение множества объектов на подмножества по общим и наиболее характерным признакам в соответствии с принятыми методами.

В основу классификации могут быть положены различные признаки:

— происхождение товаров,

— химический состав товаров,

— назначение товаров и т. д.

2. Объект классификации– это элемент множества (в товароведении таким элементом является товар). Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и исполнителей услуг – товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

3. Признак классификации– это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Признаки классификации подразделяются на:

— телеологические (назначение, применение). Наиболее часто используется признак «назначение». Например, классификация продовольственных товаров на группы: продукты массового потребления, лечебные и лечебно-профилактические и продукты детского питания.

— генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты, химический состав). Генетические признаки положены в основу классификации вкусовых товаров на алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные.

— технологические (рецептура, процессы производства). По технологическому признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы – на полированные или шлифованные и т. д.

Значение признака классификации – это качественное или количественное выражение признаков классификации. Например, такие генетические признаки, как исходное сырье и материалы чаще всего выражаются качественно, а компоненты и химический состав – количественно и качественно.

Методы классификации

Классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них признаков, распределив товар по определенным категориям от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов. Для классификации товаров используют два метода: иерархический и фасетный.

Случайные записи:

31 Общая характеристика метода анализа иерархий


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.