Основные мероприятия по повышению противопожарной устойчивости лесов

Основные мероприятия по повышению противопожарной устойчивости лесов определяются Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, которые были утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 09.09.93 № 886.

В нем указывается, что в соответствии с Основами лесного законодательства РФ органы государственной власти субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы власти районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними проводят следующие мероприятия:

— ежегодно организуют разработку и выполнение мероприятий по противопожарной профилактике и обустройству лесов и подготовку организаций, на которые возложены охрана и защита лесов и лесопользователей к пожароопасному сезону;

— ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

— устанавливают порядок привлечения населения, работников сельскохозяйственных предприятий для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

— предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

— оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на противопожарный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасами горючего.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.03. № 794 в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера Минприроды создана и функционирует функциональная подсистема защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности. Это было направлено на улучшение взаимодействия федерального и территориальных органов управления лесным хозяйством и лесопожарных служб, входящих в эту систему, с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности на всех уровня РСЧС и, соответственно, более оперативно решать вопросы, связанные с привлечением сил и средств РСЧС к борьбе с лесными пожарами. Тем не менее, практически ежегодно одной из нерешенных проблем в организации борьбы с лесными пожарами остается вопрос взаимодействия.

Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в лесах несут должностные лица, осуществляющие руководство работами на отдельных участках лесного фонда, либо лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, а также юридические лица и граждане, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом.

Государственный контроль за выполнением правил пожарной безопасности в лесу осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством РФ и другими уполномоченными осуществлять такой контроль органами государственной власти.

Правила определяют мероприятия по повышению противопожарной устойчивости лесов. В частности, Правила устанавливают, что лесосеки в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на пожароопасный сезон лесопродукцией, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками окаймляются минерализованной полосой (очищенной до минерального слоя почвы шириной не менее 1,4 м. Такие лесосеки площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 га.

Пожароопасный сезон 2002 года еще раз показал всю опасность пренебрежения Правилами со стороны владельцев торфопредприятий, не выполнивших следующие требования Правил:

— отделить эксплуатационную площадь торфяного месторождения с находящимися на ней сооружениями, постройками, складами и другими объектами от окружающих лесных массивов противопожарным разрывом шириной от 75 до100 метров (в зависимости от местных условий) с водоподводящим каналом соответствующих проектных размеров, расположенным по внутреннему краю разрыва;

— произвести вырубку хвойного леса, а также лиственных деревьев высотой более 8 метров и убрать порубочные остатки и валежник со всей площади противопожарного разрыва;

— полностью убрать древесную и кустарниковую растительность на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6 метров;

— осуществлять контроль за пожарной безопасностью на противопожарных разрывах в порядке, определяемом по согласованию с соответствующими лесхозами.

Помимо общих требований к организациям, юридическим лицам и гражданам Правилами установлены специфические требования по пожарной безопасности к представителям различных отраслей народного хозяйства.

Правилами определена также ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

К большому сожалению следует отметить, что многие из установленных требований не выполняются как физическими и юридическими лицами, так и предприятиями, организациями и учреждениями. К тому же установленная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах минимальна.

Случайные записи:

Стратегические цели ФАО


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.