Правила изготовления, регистрации и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Нормативные документы содержат следующие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования:

  • обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т.п.);
  • обязательное применение предохранительных устройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимаемого груза, концевых Выключателей механизмов передвижения, ловителей, тормозов, аварийных выключателей, ограничителей скорости и др.);
  • регистрация грузоподъемного оборудования в органах технадзора и его периодическое техническое освидетельствование;
  • получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин с применением сварки.

Все части грузоподъемных механизмов, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие, доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования и т.п.), должны быть надежно ограждены.

Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, не должна превышать 0,83 м/с (50 м/мин), а их тележек 0,53 м/с (32 м/мин).

Уклон пути грузовых тележек у козловых и консольных кранов при наиболее неблагоприятном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003. Однако это не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально замкнутого типа или тележка перемещается канатной тягой.

Грузоподъемные машины с машинным приводом оборудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

  • механизма подъема грузозахватного органа в его крайнем верхнем и нижнем положениях;
  • механизма изменения вылета стрелы в крайних ее положениях;
  • механизма передвижения грузоподъемных кранов по рельсам, если скорость крана перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы передвижения башенного, козлового крана пролетом более 16 м и мостового перегружателя должны быть оборудованы концевыми выключателями независимо от скорости передвижения;
  • механизмов передвижения мостовых, козловых консольных кpaнов или их тележек, работающих на одном пути.

Концевой выключатель механизма подъема груза устанавливают так, чтобы после остановки захватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин не менее 200 мм.

Стреловые самоходные, железнодорожные башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидывания оборудуют ограничителями грузоподъемности, автоматически отключающими механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы при массе груза, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20 т·м включительно) и портальных кранов — более чем на 15%.

Легкодоступные, находящиеся в движении части грузоподъемной машины, которые могут быть причиной несчастного случая, закрывают прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку. Обязательному ограждению подлежат:

  • зубчатые, червячные и цепные передачи;
  • соединительные муфты, расположенные в местах прохода;
  • барабаны, находящиеся вблизи рабочего места крановщика или в проходах, при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабан;
  • вал механизма передвижения кранов мостового типа при частоте вращения 50 об/мин и более.

Не регистрируются в органах технадзора следующие грузоподъемные машины:

  • краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у которых при ручном подводе механизмов передвижения в качестве механизмов подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;
  • краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной: линии связи;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота;
  • переставные краны для монтажа мачт, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • краны, установленные на экскаваторах и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.

Регистрации в органах технадзора (инспекциях) до пуска в работу подлежат следующие грузоподъемные машины:

  • краны всех типов, кроме вышеперечисленных;
  • краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенном на канате, или электромагнитом;
  • грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах технадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

  • перед пуском в эксплуатацию вновь зарегистрированной грузоподъемной машины;
  • после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте (кроме стреловых самоходных кранов);
  • после реконструкции грузоподъемной машины;
  • после ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;
  • после установки портального крана на новом месте работы.

Случайные записи:

Техника безопасности и охрана труда при работе грузоподъемными кранами 1


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.