Проблема обучения умениям чтения как форме иноязычного общения

Вопрос.

Чтение – сложная перцептивно-мнемическая деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер и варьируется в зависимости от ее цели.

Канал восприятия – зрительный.

Чтение связано с восприятием и пониманием письменного текста.

Процессуальная сторона чтения:

  • Процесс восприятия (выделение, усвоение информации, формирование образа)
  • Процесс узнавания (опознание образа)
  • Процесс понимания (одновременное восприятие формы и содержания)
  • Процесс активной смысловой переработки письменного высказывания (выделение в тексте более существенных фактов, оценка, выводы, соотнесение с другими фактами)

Проблема понимания. 7 видов: (by Клычникова)

1. На уровне слов

2. На уровне словосочетаний (приблизительное понимание)

3. На уровне предложений (фрагментарное понимание)

4. На уровне текста (общее понимание)

5. На уровне текста-2 (понимание содержательной и эмоционально-оценочной информации)

Речевые механизмы чтения:

— речевой слух (владение звукобуквенными ассоцициями, умение вычленять звуки из речевого потока)

— вероятное прогнозирование (мыслительный обгон в процессе чтения)

— память

ТРУДНОСТИ при обучении чтению:

  • Отсутствие прочных слухо-речемоторных образов (слов, предложений) в речевой памяти обучающегося)
  • Необходимость овладения системой графических знаков, отличных от знаков родного языка
  • Сложность перехода к чтению «про себя»
  • Сложность умственной работы по смысловому распознанию зрительных форм
  • Наличие в тексте незнакомых языковых явлений

<p>Основная цель обучения чтению – научить читать аутентичный текст по-разному: обучить стратегиям чтения аутентичных текстов разного типа (понимать тип, специфику, целевое назначение текста; ориентироваться в нем; извлекать информацию из текста; пользоваться компенсаторными умениями)

Компенсаторные умения при обучении чтению:

  • Умение прогнозировать значение слов по начальным буквам
  • Умение догадаться о значении слова с опорой на родной или же первый иностранный язык на основе сходства слов
  • Умение прогнозировать содержание, опираясь на заголовки, наглядность, сноски.
  • Умение игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание содержания
  • Использовать двуязычные или же одноязычные словари.

Виды чтения

1. Ознакомительное

Ознакомительное чтение. – чтение, целью которого является понимание основной информации текста: тема. Основные факты, наиболее важные детали

— извлечение основной инфо

— полнота понимания на 70-75%

— общее понимание содержания текста

Требования к текстам:

— длинные

— легкие в языковом отношении

— незначительное количество избыточной инфо

Упражнения: —на основе ключевых слов, вопросов предположение о содержании текста.

—беседа перед чтением (что вы помните/ знаете о…);

—прослушать фонозапись, описывающую то же событие, но другого автора;

—прочитать тексты на аналогичную тему (повторение лексики);

—подчеркнуть знакомые словаспрогнозировать содержание текста.

Предтекстовые задания: Это должна быть смысловая задача, которая создаёт у читающего установку на понимание основной информации , осн. фактов, наиб. важных деталей.

 Общие вопросы к тексту;

 Чтение текста по предложенному плану;

 Предлагается заполнить таблицу на осн. факты;

 Игровые задания: составь абзацы по порядку; текстовые мозайки (1 кусок текста вставить в другой); параллельные тексты (2 почти одинак. текстакакие факты в 1-ом тексте отсутствуют); группы (3 группы читают з разн. текста на одну и ту же тему).

2) Послетекстовые – проверка понимания ознакомительного чтения:

 Multiple choice: составить 1 незаконченное предложение и 4-5 вариантов продолжений. Одно должно соответствовать тексту, но не цитировать его;

 List of the main facts – учащиеся выбирают то, что относится к тексту;

 Вопросы, табличка по осн. информации (give the gist).

Упражнения: прогнозировать содержание по заголовку; ставить вопросы к осн. информации и отвечать на них; выбрать заголовок, адекватный тексту; делать выписки осн. информации и т.д. Соответствует ли план последовательности изложенных в тексте фактов?; найдите в тексте ответ на вопрос, содержащийся в заголовке; найдите осн. мысль в начале, середине, конце текста; составьте план; озаглавьте текст; на основании содержания дорисуйте карту и т.д.

Это чтение с быстрым темпом, одноразовое чтение про себя с целью понимания осн. информации.

2. Изучающее

Изучающее чтение предполагает детальное, полное и точное понимание всей информации, в том числе имплицитной.

— полное 100% понимание содержания

— медленное чтение

— установка на запоминание

Тексты обладают познавательной ценностью, информационной значимостью. Трудные в языковом отношении. Языковая форма текста содержит ориентиры для преодоления трудностей.

Система упражнений для обучения изучающему чтению состоит из двух частей.

1.предтекстовый этап (pre-reading part), который предполагает такие задания как:

а) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста

б) предварять чтение изучением схем, таблиц, графиков, терминов

в) введение в тему (Что вы знаете/думаете/помните о…; Выскажите свое мнение относительно …)

2.упражнения на обучение изучающему чтению и контроль понимания:

а) распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности

б) назовите данные, которые вы считаете особо важными, и обоснуйте свое мнение

в) добавьте факты, не меняя структуру текста

г) найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации

д) составьте вопросы к основной и детализирующей информации текста

е) напишите тезисы по содержанию прочитанного

ж) объясните, перефразируйте

з) прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test)

и) переведите на родной язык указанные предложения/абзацы

к) выберете из текста информацию, которая объясняет или описывает…

л) сравнить параллельные тексты, один из которых содержит то, чего нет в другом

м) составить развернутый план/резюме/аннотацию/комментарии/выводы

н) подтвердить или опровергнуть утверждения

3. Поисковое

— нахождение конкретной информации (определений, фактов..)

— текст читается полностью или частично

4. Просмотровое

— получение общего представления о содержании

— хорошее владение языком

Случайные записи:

Ekaterina Fedorova about painting education


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.