Различие сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное.

Цельные сочетания не кто иной, как; не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания.

Частица не пишется отдельно: она не входит в состав местоимения, поэтому после неё возможна перестановка слов кто и иной: не кто иной – не иной кто, не что иное – не иное что, например: Это был не кто иной, какнаш бочар Вавила. (Т.) Спереди Рейнский водопад не что иное, какневысокий водяной уступ. (Ж.) Цельные сочетания не кто иной, как; не что иное, как имеют значение частиц (именно, просто, только) и поэтому не являются членами предложения.

Сочетания никто иной, ничто иное, как правило, употребляются в предложениях, где есть уже отрицание, после них не бывает союза как, впереди или позади может быть выражение с предлогом кроме. Частицани пишется слитно: она входит в состав местоимения, например:Никто иной, кроме вас, этогоне делает. Кроме музыки, ничто иное не занимало его. Онничем иным не интересовался, кроме музыки. Местоимения никто, ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях.

Вместо иной, иное во всех перечисленных сочетаниях может быть слово другой, другое: не кто другой, как; не что другое, как; никто другой, ничто другое.

Упражнение 238. Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом … мной. 2) Ты всегда был строг … мне. 3) Сердце … мне сжалось. 4) Вникните … всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать … мною. 6) Вспомните … мне. 7) Мелькнуло … мною моё детство. 8) Он славился … всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся… что-то.

239. Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

240. Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

241. Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н…кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н…кого не было. 2) Долго не находил я н…какой дичи. 3) Я н…чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н… на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н… с кем не мог. 6.) Оба они н… к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н… в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н… на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н… с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

242.I. Составьте и напишите предложениясо следующими формами отрицательных местоимений:

ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

243. Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось,что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

244. По программе и учебнику русского языка для III класса начальной школы установите: 1) с какими местоимениями знакомятся учащиеся III класса; 2) какие правила правописания местоимений они должны усвоить.

Случайные записи:

Клим Жуков об отношении Ленина к столыпинским реформам


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.