Силлогизмы и правдоподобные умозаключения

1. Сущность умозаключения, его структура. Классификация умозаключений. Алгоритм логического анализа умозаключений.

2. Силлогизмы, их виды. Правила и ошибки в построении силлогизмов.

3. Правдоподобные умозаключения, их виды. Правила и ошибки в построении.

4. Значение логической теории умозаключения для юридической

деятельности.

Основные понятия

Посылка. Заключение. Логическое следование. Силлогистическое умозаключение. Несиллогистическое (правдоподобное) умозаключение. Непосредственное умозаключение. Опосредствованное умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Индуктивное умозаключение. Традуктивное умозаключение. Умозаключение по аналогии. Простое умозаключение. Сложное умозаключение. Сокращенное умозаключение. Превращение. Обращение. Противопоставление. Простой категорический силлогизм. Фигура силлогизма. Модус силлогизма. Условно-категорический силлогизм. Чисто условный силлогизм. Разделительно-категорический силлогизм. Чисто разделительный силлогизм. Условно-разделительный (лемматический) силлогизм. Конструктивная дилемма. Деструктивная дилемма. Энтимема. Полисиллогизм. Сорит. Эпихейрема.Полная индукция. Неполная индукция. Популярная индукция. Научная индукция. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Релятивное умозаключение. Умозаключение тождества. Аналогия. Аналогия свойств. Аналогия отношений. Строгая аналогия. Нестрогая аналогия.

Темы докладов и рефератов

1. Что такое аристотелевская силлогистика?

2. Какова роль дедуктивных умозаключений в правовом мышлении?

3. Софизмы и паралогизмы в силлогистических умозаключениях.

4. Индукция как метод правового познания.

5. Роль аналогии в правовом познании.

6. Как соотносятся дедукция и индукция при квалификации преступлений?

7. Как применяются методы научной индукции в расследовании преступлений?

Литература

Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание. М., 1969.

Галенок В. А. Логика в вопросах, задачах, ответах: анализ ситуаций из практики органов внутренних дел. Минск, 1988.

Кайбер Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978.

Лебедев С. А. Индукция как метод познания. М., 1980.

Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1969.

Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.. 1961.

Селиванов Ф. А. Ошибки. Заблуждения. Поведение. Томск, 1987.

Серебрянников О. Ф., Бродских И. Н. Дедуктивные умозаключения. Л., 1969.

Старченко А. А. Роль аналогия в познании. М., 1965.

Старченко А. А. Логика в судебном исследовании. М., 1956.

Субботин А. Д. Традиционная и современная формальная логика. М., 1969.

Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.,

1968.

Уемов А. И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970.

Упражнения

1. Установите вид следующих умозаключений. Выделите в них посылки и заключения:

А) Все студенты юридических вузов изучают логику. Значит, некоторые люди, изучающие логику, являются студентами юридических вузов.

Б) Все имена собственные пишутся с большой буквы. Слово «вуз» — не имя собственное. Следовательно, оно не пишется с большой буквы.

В) Хулиганство — наказуемое деяние, так как все преступления — наказуемые деяния, а хулиганство — преступление.

Г) Земля и Солнце сходны во многих признаках. На Солнце путём спектрального анализа был обнаружен гелий. Исследователи сделали предположительное заключение о том, что этот элемент имеется и на Земле. Вскоре гелий был найден и на Земле.

Д) По форме правления всякое государство либо монархическое, либо республиканское. Это государство не является республиканским. Следовательно, оно монархическое.

Е) Если вещество является натрием, то спектр его раскаленных паров дает яркую желтую линию. Спектр раскаленных паров этого вещества не дает яркой желтой линии. Следовательно, данное вещество не является натрием.

Ж) Заря ярко-красная, будет ветер.

З) Туристы, прибыв в незнакомый город, обратили внимание на то, что транспорт был перегружен, но не учли, что это были часы пик. Туристы сделали вывод, что транспорт в этом городе перегружен постоянно.

2.Произведите превращение следующих суждений:

А) Демократические страны не одобряют агрессивной политики.
Б) Многие вулканы являются потухшими.

В) Всякий приговор суда должен быть законным и обоснованным.

Г) Все наши решения были правильными.

Д) Не всякому слуху можно верить.

Е) Все гениальное просто.

3. Обратите, если возможно, следующие суждения:

А) Все преступления — правонарушения.

Б) Паук — не насекомое.

В) Некоторые произведения А. И. Куприна превосходны.

Г) Гелиоцентрическая система Коперника вытеснила учение Птолемея.

Д) Часть приговоров суда являются обвинительными.

Е) Один в поле не воин.

4.Сделайте выводы путем противопоставления предикату из

следующих суждений:

А) Некоторые философы древности были идеалисты.

Б) Некоторые преступления не являются умышленными.

В) Рентгеновские лучи являются невидимыми.

Г) Глупость никогда не должна торжествовать.

Д) Многие грибы не съедобны.

Е) Все сложное состоит из простого.

5. Является ли в следующих парах второе суждение следствием первого?

А) Всякое лекарство — яд. Некоторые сильнодействующие яды являются сильнодействующими лекарствами.

Б) Не все то золото, что блестит. Некоторые блестящие вещества -золотые.

В) Некоторые государства являются федеративными. Некоторые государства не являются нефедеративными.

Г) Кто спрятал вещь, знает, где ее найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.

Д) Вы не совсем правы. Вы совсем не правы.

Е) Некоторые молодые города не имеют ещё названия. Некоторые населённые пункты, не имеющие названия, — молодые города.

6. Сделайте выводы на основе логического квадрата из следующих суждений:

А) Истинно, что все мои соседи уехали на юг.

Б) Истинно, что ничто не остается неизменным.
В) Истинно, что многие страницы произведений Н. В. Гоголя полны

горечи.

Г) Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.

Д) Ложно, что все бактерии вредны.

Е) Ложно, что иногда опаздывать можно.

Ж) Ложно, что никто из альпинистов не вернулся.

З) Ложно, что некоторые жильцы не уплатили квартплату.

7. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:

А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.

Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не курсант.

В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди — математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением закона.

Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.

Е) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не- действительна. Данная доверенность недействительна, ибо в ней не указана дата ее совершения.

8.На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:

А) Преступление, кража, наказуемое деяние.

Б) Металл, твердый, ртуть.

В) Демократы, писатель, свободолюбие.

Г) Лихачество, героизм, гражданин.

Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.

9.Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих силлогизмов:

А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той

среде, в которой он живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно, его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он живет.

Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не был выразителем интересов крепостников.

В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит выстрел был близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов внедрения пороха.

Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.

Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и теплолюбивым.

Е) Не было гвоздя — подкова пропала. Подкова пропала — лошадь захромала. Лошадь захромала — командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя (Маршак).

Ж) Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор.

З) Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, то он материалист; если же он считает первичным сознание, дух, то он стоит на позициях идеализма. Но философ может признавать или первичность материи, или первичность духа.

И) Этот лед шумит; а то, что шумит, движется; что движется, то не замерзло; что не замерзло, то жидкое; а жидкое сгибается под тяжестью; значит, этот лед сгибается под тяжестью (Плутарх).

10.Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:

А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена

собственные пишутся с большой буквы.

Б) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» (А. С. Грибоедов).

В) «Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности» (М. Горький).

Г) Мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт).

Д) Религия основана на вере, значит, она — не наука.

Е) Он виновен, так как его привлекли к уголовной ответственности.

Ж) Все львы — хищники, следовательно, морские львы тоже хищники.

З) Данный договор — не реальный и не формальный, значит он — консенсуальный.

11. Укажите, какой вид индукции был использован для получения следующих выводов:

А) Ласточки низко летают, быть грозе.

Б) Все выдающиеся поэты умирают рано, и А. С. Пушкин умер рано, и

М. Ю. Лермонтов умер рано, и В. В. Маяковский умер рано.

В) Все фигуры простого категорического силлогизма имеют специальные правила, потому что фигур всего четыре и каждая из них имеет специальные правила.

Г) В 1581 году Ермак начал освоение Сибири. В 1639 году Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнув Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в ХУ1 — ХУ11 веках прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.

Д) Вора помиловать — доброго погубить.

Е) Отец в этой семье — скрипач, мать — пианистка, старший сын — скрипач, младший — виолончелист, а дочь — арфистка. Значит, все члены этой семьи — музыканты.

12. Могут ли быть получены при помощи полной индукции следующие выводы:

А) Все войны приводят к гибели людей.

Б) Все курсанты нашего института занимаются физкультурой.

В) Перед дождем все воробьи сидят напыжившись.

Г) В этом округе Тюмени нет рецидивистов.

Д) Все следователи городской прокуратуры имеют специальное образование.

13. Укажите, какие логические ошибки допущены в следующих умозаключениях:

А) Присутствующий на экзамене был удовлетворен глубокими ответами трех отвечающих первыми курсантов. Он высказал свое мнение экзаменатору: «Ваши курсанты глубоко изучили предмет».

Б) «Некий школьник предложил гипотезу: он утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах … Положив пойманного паука на стол, он крикнул: «Бегом!». Паук побежал. Мальчик еще раз повторил свой приказ, паук снова побежал. Затем юный экспериментатор оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: «Бегом!». На сей раз паук остался неподвижен. «Вот видите, — заявил торжествующий мальчик, — стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох» (Э. Боно. Рождение новой идеи).

В) Употреблять в пищу огурцы опасно — с ними связаны телесные недуги и вообще людские несчастья. Практически все 99,9% всех людей, умерших от рака, при жизни ели огурцы. 99,7% всех людей, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу огурцы в течении двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю. 93,1% всех несовершеннолетних преступников происходит из семей, где огурцы употребляли постоянно.

Г) Кинокомедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж» и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежиссера, включая и те, которые еще не вышли на экран.

Д) В слове «понедельник» содержится три гласные буквы; в слове «пятница» — три гласные; в слове «суббота» — три гласные. «Понедельник», «пятница», «суббота» — названия дней недели. Следовательно, в названии каждого дня недели содержится ровно три гласные буквы.

Е) Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей в роду Ч. Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы были его предки.

14. Определите, какой метод установления причинной связи применен в следующих примерах:

А) Однажды Е. Ф. Буринский налил на старое ненужное письмо красные чернила и сфотографировал его через красное стекло. Проявляя пластинку, Е. Ф. Буринский не подозревал, что делает удивительное открытие в криминалистике: пятно исчезло, но на негативе проступил текст, залитый чернилами. Последующие опыты с разными по цвету чернилами привели к тому же результату — текст выяснялся. Е. Ф. Буринский первый стал применять свой метод фотографирования в криминалистике.

Б) В 60-х годах ХХ века одно американское правительственное учреждение проанализировало результаты более чем ста международных исследований распространения зубных болезней среди различных групп населения. За исключением содержания фтора в питьевой воде, употребление сахара представляет собой единственную прослеживаемую связь между питанием и распространением таких болезней. Оказалось, что болезнями зубов больше страдает население тех стран, в которых выше потребление сахара. В частности, в США 98 % школьников имеют в той или иной степени испорченные зубы, а к 55 годам примерно половина населения вообще лишается зубов.

В) Эта болезнь не вызывается никакими из известных до сих пор науке микробов и вирусов. Следовательно, эта болезнь вызывается какими-то неизвестными возбудителями.

Г) Когда заболел сапожник, один человек предложил ему лекарство. Лекарство помогло. После этого заболел портной. Ему было предложено то же лекарство. Портной умер. На основании этого был сделан вывод, что от этого лекарства сапожника выздоравливают, а портные умирают (В. Минто. Дедуктивная и индуктивная логика).

Д) Затылочные доли полушарий мозга являются необходимыми условиями зрительного рефлекса. Это установлено рядом опытов удаления этих долей у животных. При удалении затылочных долей полушарий зрительный рефлекс исчезает.

Е) Чтобы установить, что кусок железа ржавеет на воздухе, помещаем его в камеру, из которой выкачан воздух. В этом случае железо не ржавеет. Отсюда заключаем, что воздух — необходимое условие образования ржавчины.

Ж) Академик И. П. Павлов, изучая рефлекс у собак, соорудил так называемые «башни молчания» — камеры, в которые помещали подопытных животных на время экспериментирования. Ученый уделил очень много внимания подбору изоляционных материалов для стен этих камер, стремясь, чтобы ни свет, ни звук, ни влажность, ничто не проникло извне в «башни молчания». Подопытная собака могла воспринимать лишь тот раздражитель (звонок, лампочка), который вводился экспериментатором. Её рефлекс на этот раздражитель — выделяемая слюна — по специальной трубочке выводилась в измерительный прибор, доступный наблюдению ученого.

З) К. А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, — писал он, — прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют».

15. Сделайте выводы и укажите, какой метод научной индукции

применен:

а) А Б В — а б) А В С — а

Д А Е — а В С — не-а

Ж З А — а ————————

——————— Следовательно, …

Следовательно, …

в) А В С — а г) А1 В С — а1

Д А К — а А2 В С — а2

В С — не-а А3 В С — а3

Д Е — не-а ———————-

———————- Следовательно, …

Следовательно, …

д) А В С — а в с

А — а

В — в

————————

Следовательно, …

16. Получите каждый из следующих выводов методом популярной индукции и методом научной индукции:

А) Все студенты юридических вузов изучают логику.

Б) Все автобусы этого маршрута ходят строго по расписанию.

В) Все студенты, пропускающие занятия по логике, испытывают трудности при сдаче зачета или экзамена.

Г) Во всякой библиотеке есть книги с вырванными листами.

Д) Разгульная жизнь является побудительной причиной для совершения преступлений.

17. Установите, в каких примерах имеется умозаключения по аналогии и правильно ли она применена (запишите умозаключения в символической форме):

А) «Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет» (Леонардо да Винчи).

Б) Франклин в ХУ111 веке сравнил молнию и электрическую искру от машины и нашел, что они обладают сходными признаками: сходный свет и треск, мгновенный характер, зажигают тела, убивают живое тело, производят механическое разрушение, одинаковый запах, проходят по одним и тем же проводникам, намагничивают тела и т. д. Следовательно, природа молнии, вероятно, та же, что и природа искры.

В) Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изобразил принцип организации и управления в царской армии. Структуру армии он уподобил конусу, в основании которого находятся рядовые, на вершине — полководец, а между ними — различные армейские чины. Чем ниже слой, тем он многочисленней и тем более непосредственное участие принимает в военных действиях. Чем выше слой, тем больше занимается он управлением и меньше — непосредственным участием в сражении.

Г) О. Пикар при создании стратостата столкнулся с трудностью: как обеспечить сбрасывание балласта, не выпустив при этом воздух из герметической кабины? В разрешении этой проблемы помогло яркое воспоминание: «Однажды меня, — пишет Пикар, — повели в зверинец. В одной из клеток находились лев и укротитель. Каким образом укротитель мог выйти из клетки, не выпустив за собой зверя? Способ был откровением для маленького мальчика. Укротитель вышел в маленькую смежную клетку и сразу запер за собой дверь. Только после этого он открыл следующую дверь и вышел наружу. Ни на миг обе двери не были открыты одновременно. Хищник не имел возможности выскочить из клетки. Я вспомнил эту сцену через сорок лет. Укротитель был балласт, который нужно было выпустить из кабины таким образом, чтобы лев, то есть воздух, не мог последовать за ним. В нашем случае шлюзование происходило следующим образом. В некоторое вместилище, снабженное двумя пробковыми кранами, с помощью воронки, через верхний кран выпускался балласт, состоящий из свинцовой дроби. Потом, закрыв верхний кран, открывали нижний, и балласт вываливался наружу» (О. Пикар. На глубину морей в батискафе).

Д) В дореволюционное время, будучи гимназистом, А. Микулин увлекся начавшейся тогда развиваться авиацией. Однажды на аэродроме едва не погиб летчик Уточкин. В полете отказал мотор. Как выяснилось, испортилось магнето, что случалось в ту пору довольно часто. Возвращаясь домой Микулин думал о происшествии, стараясь найти способ предотвращения аварий. И вдруг он встретил пьяного с подбитым глазом, весело подмигнувшего ему здоровым глазом. Неожиданно у Микулина возникла мысль: подбитый глаз — здоровый глаз, вышедшее из строя магнето — второе действующее магнето. Надо поставить два магнето! Своей идеей он поделился с Уточкиным. Тот одобрил. Идея была реализована. Это — первое изобретение будущего авиаконструктора, Героя Социалистического труда академика А. А. Микулина (Ю. А. Самарин. Очерки психологии ума).

Е) Обезьян стали считать самыми умными животными сначала только на том основании, что у них большое внешнее сходство с человеком.

Ж) Существует легенда о том, что, когда в Древнем Риме забунтовались плебеи, сенатор Менений Агриппа умиротворил их следующим образом. Каждый из вас знает, говорил он, что в организме человека существуют разные части, причем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова думает, руки работают. Государство — это организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определённой роли: патриции — это мозг государства, плебеи — это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль? Если бы руки человека отказались работать, голова — думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое случается и с государством, если его граждане будут отказываться выполнять то, что является их естественной обязанностью.

18. Определите, являются ли следующие умозаключения аналогией свойств, аналогией отношений или иными?

А) Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет (Леонардо да Винчи).

Б) С самого начала я был поражен сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин … . В некоторых отношениях поведение нервной системы очень близко к тому, что мы наблюдаем в вычислительных устройствах (Н. Винер).

В) Столкнувшись с новым явлением, … физик повторяет свой опыт для того, чтобы установить зависимость явлений от условий, в которых поставлен эксперимент (Б. А. Амбарцумян).

Г) Даже животные «умозаключают» до некоторой степени путем аналогии. Так, битая собака боится каждой палки, и существует немного собак, которые не убегут, если вы сделаете вид, будто поднимаете камень, хотя бы на этом месте не было никакого камня (Джевонс).

Д) В засуху был проведен крестный ход. На следующий день пошел дождь.

Е) Убийство, расследованное год назад было произведено с особой жестокостью, ножом, на чердаке жилого дома, в дневное время. Новое убийство имеет те же черты и совершено оно в том же поселке, что и первое. Вероятно, это убийство совершил тот же преступник.

Ж) Направление ветра не переменилось, поэтому завтра, видимо, будет дождь, как и сегодня.

19. Попробуйте получить следующие суждения в качестве выводов умозаключений по аналогии:

А) Это убийство совершил, по-видимому, тот же преступник, что и убийство три недели назад.

Б) Транспорт в этом городе в выходные дни, видимо, свободен.

В) Этот курсант, наверное, сдаст экзамен по логике на отлично.

Г) Эти два курсанта, видимо, станут друзьями.

Д) Это здание, скорее всего, проектировал архитектор Растрелли.

20. Древние философы, последователи Пифагора, занимавшиеся астрономией, отказывались допустить беспорядок в мире планет и признать, что они движутся иногда быстрее, иногда медленнее, а иногда и вовсе остаются неподвижными. Ведь никто не потерпел бы такой суетливости в движениях солидного человека. Поэтому она нетерпима и в движениях планет. Правда, житейские обстоятельства заставляют людей двигаться то быстрее, то медленнее, но в сфере небесных тел обстоятельствам нет места. Цицерон по этому поводу с иронией заметил, что «предполагать, что звезды должны соблюдать в походке и внешности те правила приличия, которые предписывали самим себе длиннобородые философы, — это значило искать доказательство по аналогии в очень уж далекой области».

Действительно ли аналогия пифагорейцев является случайной? Каковы условия для умозаключений по строгой аналогии?

Тест по теме

«Основы теории умозаключения»

1. В какой фигуре категорического силлогизма средний термин следует за предикатом и за субъектом?

А) 1. Б) 2. В) 3. Г) 4.

2. Как называется умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки?

А) Дедуктивным. Б) Индуктивным.

В) Категорическим силлогизмом. Г) Непосредственным.

3. Как называется непосредственное умозаключение, в котором в выводе субъект предикатом исходного суждения, а предикат — субъектом исходного суждения, при этом связка остается неизменной?

А) Обращением. Б) Превращением.

В) Противопоставлением предикату. Г) Противопоставлением субъекту.

4. Какое заключение можно сделать из таких посылок: «Все солдаты носят ремни» и «Все солдаты храбрые»?

А) Некоторые носящие ремни — храбрецы.

Б) Все храбрецы носят ремни.

В) Некоторые храбрецы носят ремни.

Г) Из этих посылок нельзя сделать заключение.

5. Какое из следующих рассуждений является энтимемой с пропущенной большей посылкой?

А) Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и выполнили свой

гражданский долг.

Б) Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы

безжалостны.

В) Силлогизмы данного типа не являются правильными, так как в них не

соблюдены правила фигур.

Г) Поскольку все электроны представляют собой частицы с отрицательным

зарядом, очевидно, что некоторые элементарные частицы имеют

отрицательный заряд.

6. Какие рассуждения называют индуктивными?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок как к истинным,

так и ложным заключениям.

В) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

Г) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок к истинному

заключению.

7. Каковы фигура и модус следующего силлогизма: «Все студенты нашей группы — юристы. Все студенты нашей группы знакомы с книгой С. Поварнина «Искусство спора». Следовательно, некоторые юристы знакомы с книгой С. Поварнина «Искусство спора»»? Правильно ли он построен?

А) Этот силлогизм построен по 1 фигуре, имеет модус IAA, является

правильным.

Б) Этот силлогизм построен по 2 фигуре, имеет модус ААI, является

правильным.

В) Этот силлогизм построен по 3 фигуре, имеет модус ААI, является

правильным.

Г) Этот силлогизм построен по 3 фигуре, имеет модус ААI, является

неправильным.

8. Какой метод научной индукции применен для получения вывода в рассуждении: «Квартиру ремонтировали Иванов, Козлов, Петров и Сидоров. Ремонт завершен: постелен линолеум, побелены потолки, заменена сантехника и наклеены обои. Иванов стелил линолеум, Козлов белил потолки, Петров менял сантехнику. Следовательно, Сидоров клеил обои»?

А) Метод единственного сходства. Б) Метод единственного различия.

В) Метод остатков. Г) Метод сопутствующих изменений.

9. Какое из следующих рассуждений является умозаключением по аналогии?

А) Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует, следовательно,

душа бессмертна.

Б) Апрель в этом году был дождливым, март и май тоже. Следовательно, все

весенние месяцы в этом году были дождливыми.

В) Модель корабля во время испытаний в пруду перевернулась.

Следовательно, сам корабль обладает низкими мореходными качествами

и в море может перевернуться.

Г) Все адвокаты — юристы, значит, некоторые юристы — адвокаты.

10. К какому виду относится рассуждение: «Саша — крупный бизнесмен, и этим объясняется его интерес к экономике»?

А) Это энтимема без большой посылки.

Б) Это энтимема без меньшей посылки.

В) Это энтимема без заключения.

Г) Это полисиллогизм.

Занятие пятое

Логические основы аргументации

1. Сущность аргументации, её структура и виды.

2. Виды и правила доказательства. Ошибки в доказательствах.

3. Виды и правила опровержения. Ошибки в опровержениях.

4. Значение теории аргументации для юридической деятельности.

Основные понятия

Аргументация. Тезис. Аргумент. Демонстрация. Доказательство. Прямое доказательство. Косвенное доказательство. Доказательство от противного. Разделительное доказательство. Опровержение. Критика тезиса. Критика аргумента. Критика демонстрации.

Темы докладов и рефератов

1. Как связаны логическое доказательство и уголовно-процессуальное доказывание?

2. Какие способы опровержения применяются в юридической практике?

3. Что такое логический парадокс?

4. Что такое логика следствия?

5. Каковы логические основы следственных версий?

Литература

Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

Арцишевский Г. В. Выдвижение и проверка следственных версий. М., 1978.

Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954.

Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы. М., 1956.

Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание. М., 1969.

Блажевич Н. В., Селиванов Ф. А. Эристика: Курс лекций. Тюмень, 1999.

Брутян Г. А. Аргументация. Ереван, 1984.

Гипотезы. Судебно-следственная версия. Кишинев, 1968.

Доказательство и опровержение. Киев, 1986.

Драпкин Л. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987.

Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.

Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Копнин П. В. Гипотеза и ее роль в познании. М., 1958.

Корнеева Л. М. Доказательство в советском уголовном процессе. Волгоград, 1988.

Ларин А. М. От версии к истине. М., 1976.

Ларин А. М. Работа следователя с доказательствами. М., 1966.

Лузгин И. М. Логика следствия. М., 1976.

Лузгин И. М. Расследование как процесс познания. М., 1969.

Матюшин Б. Т. Общие вопросы оценки доказательств в судопроизводстве. Хабаровск, 1987.

Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2000.

Пещак Я. Н. Следственные версии. М., 1976.

Резник Г. М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М., 1977.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974.

Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М., 1997.

Старченко А. А. Гипотеза. М., 1962.

Теория доказательств в советском уголовном процессе. М., 1973.

Торвальд Ю. Век криминалистики. М., 1991.

Шейко А. Н. Правила логического доказательства. Киев, 1956.

Эйсман А. А. Заключение эксперта. М., 1965.

Эйсман А. А. Логика доказывания. М., 1971.

Упражнения

1. Определите состав следующих доказательств и проверьте правильность:

А) Студент Петров должен изучить философию, так как Петров — студент одного из вузов России, а все студенты России должны изучать философию.

Б) Треугольники АВС и КМН имеют равные стороны: АВ = КМ, ВС = МН, АС = КН, следовательно, они равны.

В) «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!» — такое восклицание легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага. «Однажды Архимед, — читаем мы у Плутарха, — написал сиракузскому царю Гиерону, которому он был родственник и друг, что данной силой можно подвинуть какой угодно груз. Увлеченный силой доказательств, он прибавил, что если бы была другая Земля, он, перейдя на неё, сдвинул бы с места нашу».

Г) «Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей ленности и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную … землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит огонь, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен» (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

Д) Эта рукопись — древнеиндийская, так как во всех древнеиндийских рукописях слова не отделяются один от другого, и в этой рукописи слова не отделяются одно от другого.

Е) Если в лесу вырастет густой ельник, то певчих птиц в этом лесу станет меньше. Действительно, в густом ельнике насекомых меньше, а если насекомых в густом ельнике меньше, то уменьшается число живущих в этом лесу птиц.

Ж) Бактерии туберкулеза принадлежат к палочкам, так как бактерии туберкулёза не принадлежат ни к коккам, ни к вибрионам, а любая бактерия имеет форму или шарообразную (кокки), или цилиндрическую (палочки), или извитую (вибрионы).

2. Определите вид следующих доказательств. Укажите, если имеются, логические ошибки:

А) Земля имеет форму шара, так как тень от Земли, передвигающаяся на поверхности Луны во время лунных затмений, круглая.

Б) Позвоночные животные бывают или млекопитающие, или птицы, или рыбы, или земноводные. Ящерица, будучи позвоночным животным, не есть ни млекопитающее, ни птица, ни рыба. Следовательно, ящерица — земноводное.

В) Вселенная построена из тех типов атомов, которые найдены на Земле, ибо почти все линии поглощения, встречающиеся в спектре солнечной атмосферы, могут быть приписаны атомам, известным на Земле; то же справедливо и в отношении спектров звездных атмосфер.

Г) Доказательство о невозможности всемирного потопа, развитое Леонардо да Винчи: «В библии читаем, что названный потоп заключался в 40 днях и 40 ночах всеобщего дождя и что дождь этот поднял воду на шесть локтей выше самой высокой горы мира; и если бы действительно дождь был всеобщим, то он придал бы нашей Земле вид сферы, а на сферической поверхности каждая её часть одинаково удалена от центра своей сферы; поэтому, если бы сфера воды находилась в подобном состоянии, то было бы невозможно, чтобы вода на ней двигалась, так как вода сама по себе не двигается, если только не опускается; поэтому, как сошла бы вода подобного потопа, если доказано здесь, что у нее не было движения? А если она сошла, как же она двигалась, если не опускалась? Здесь естественные причины отсутствуют, поэтому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо или же сказать, что вода эта испарилась от солнечного жара».

Д) Лермонтов был предшественник Льва Толстого, Лев Толстой был современником Чернышевского, следовательно, Лермонтов был предшественником Чернышевского.

3. Когда Галилей, вооруженный своей прозорливой дипломатической мудростью, осторожно и тонко воевал за «еретические» идеи Коперника, и доказывал, что Земля обращается вокруг Солнца, а не наоборот, он услышал в числе множества возражений, и такое:

n Если бы Земля двигалась, то птицы, летающие в воздухе, не могли бы поспевать за мчавшимися вместе с Землей башнями и деревьями! Так-то, дерзкий сеньор!

n Галилео посоветовал спорщикам отправиться в трюм какого-либо корабля, запасясь мухами, бабочками, аквариумом с рыбками, а также кусочком ладана и кувшинами с водой. Пока корабль неподвижен, спорщикам предлагалось поэкспериментировать — попрыгать, показать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз, дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх.

Далее Галилео заявил:

n Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым отвесно же подниматься.

Галилео заявил:

n Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно.

Какой способ аргументации выбрал Галилей и нарушил ли он при

этом логические нормы?

4. Определите, к какому типу правил аргументации (к правилам тезиса, аргументов или демонстрации) относятся следующие:

А) В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина.

Б) Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.

В) Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис.

Г) В доказательстве не должно быть «круга».

Д) Разделительная посылка разделительно-категорического силлогизма должна быть строгой дизъюнкцией.

Е) Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности.

Ж) Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным.

З) Из двух отрицательных, как и из двух частных, посылок нельзя получить определенное заключение.

И) В качестве доводов должны быть избраны истинные суждения.

5. Укажите, к каким элементам аргументации (тезису, аргументам или демонстрации) относятся следующие ошибки:

А) Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.

Б) «Круг» в определении.

В) «Круг» в доказательстве.

Г) Отсутствие строгой дизъюнкции в разделительной посылке разделительно-категорического силлогизма.

Д) Отход от обсуждаемого положения, его «потеря» или подмена.

Е) Попытка получения вывода из двух частных или двух отрицательных категорических суждений.

Ж) Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом.

З) Непоследовательность.

И) Обращение к авторитету.

К) Учетверение терминов.

6. Установите вид следующих аргументаций, найдите в них логические ошибки:

А) Известен такой случай. Французский судебный оратор Х1Х в. Берри пытался однажды добиться обвинительного приговора подсудимому только потому, что он, Берри, был убежден в виновности подсудимого, хотя доказательства виновности не имел. Берри заявил: «Мой выбор сделан: не колеблясь ни минуты, думаю, что моя мысль очевидна, а убеждение глубоко и непоколебимо, виновен Ла-Ро, преступник — он!».

Б) Ломброзо в книге «Гений и безумие» попытался провести знак равенства между гением и безумием при помощи таких рассуждений: безумный человек — ненормален, но и гений — это тоже необычный, следовательно, ненормальный человек, поэтому гений и безумец — идентичные понятия.

В) Коперник, как и Аристотель, утверждал, что небесные тела движутся по кругу потому, что круговое движение есть наиболее совершенное движение в природе. Поскольку же небесные тела относятся к совершенному миру, им, естественно, присуща наиболее совершенная форма движения.

Г) Суеверные люди считают, что необычные явления в природе произведены божественной силой, а необъяснимые явления используют для доказательства бытия бога.

Д) Существует абсолютное бытие, обусловливающее существование всего остального, и оно есть Бог. Ведь градация ступеней природного существования не может продолжаться до бесконечности, и поэтому должно быть, по крайней мере, одно существо, выше которого нет ничего. Подобное бытие необходимо существует, и может быть только одно такое бытие: если бы существовало несколько подобных друг другу высших существ, то они были бы или частью еще высшего по отношению к ним бытия, или же были тождественны с ним. Но если они были бы лишь частью его, они не были бы высшими существами, и высшей сущностью было бы стоящее над ним высшее бытие. Если же они тождественны с этим высшим бытием, то должны быть едины с ним. Бог и есть это высшее, или абсолютное, бытие.

7. Определите, какое из следующих доказательств прямое, а какое косвенное. Запишите их в символической форме:

А) Это убийство могло быть совершено либо с заранее обдуманным намерением, либо по неосторожности, либо в состоянии аффекта. Последнее, однако, следует отвергнуть, так как известно, что между заряжанием пистолета и выстрелом прошел известный промежуток времени. То, что убийство совершено с заранее обдуманным намерением, также нужно отвергнуть: обвиняемый сознался в том, что зарядил пистолет, и это показывает, что он не считает данное обстоятельство уличающим его в преступлении. Таким образом, остается убийство по неосторожности, при неумелом обращении с оружием.

Б) Понятия «абзац» и «предложение» находятся в отношении пересечения, так как некоторые абзацы являются предложениями, а это соответствует определению отношения пересечения.

В) В Х11 веке у монголов-кочевников сохранилось много черт родового строя. Кровные связи еще имели очень большую силу. В брачных отношениях господствовала экзогамия, то есть характерный для родового строя обычай брать жен из чужого рода. Существовало многоженство, что тоже типично для патриархального рода. Женщина, взятая в род, уже не выходила из него и в случае смерти мужа переходила к его ближайшему родственнику. Очень большое место занимал в быту монголов родовой институт кровной мести. Наконец, свято соблюдался культ предков, к которому допускались только члены рода.

Г) Два перпендикуляра к одной и той же прямой не могут пересечься, так как если бы они пересеклись, то была бы точка их пересечения, из которой на прямую опущены два перпендикуляра. Однако это противоречит теореме о невозможности опустить из одной точки на одну прямую два перпендикуляра.

Д) В простых категорических силлогизмах 3-й фигуры из двух утвердительных посылок не может получиться отрицательное заключение. Поскольку обе посылки утвердительные, их предикаты не распределены. Но их предикаты — большой и меньший термины силлогизма, значит, в заключении оба термина также не распределены. Заключение, таким образом, не может быть отрицательным, так как в этом случае его предикат был бы распределенным.

8.Подберите равнозначные тезисы к следующим:

А) Невозможно создать вечный двигатель.

Б) Каждый человек художник.

В) Александр Македонский мало чему научился у своего наставника Аристотеля.

Г) На всякого мудреца довольно простоты.

Д) Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения.

9. Постройте прямое и косвенное доказательство следующих

тезисов:

А) Неправда, что философские споры неразрешимы.

Б) Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит.

В) Он — необразованный человек.

Г) Люди в подавляющем своем большинстве хотят добра.

Д) Человек должен любить ближнего своего, как самого себя.

10.Опровергните следующие тезисы:

А) Успех ослепляет человека.

Б) Все дороги ведут в Рим.

В) Всякий, изучавший юриспруденцию, — юрист.

Г) Все обвиняемые виновны.

Д) Некоторые люди никогда не ошибаются.

11. О каких уловках идет речь в следующем тексте:

Известный современный философ Й. Хёйзинга в книге «Homo Ludens. В тени завтрашнего дня» пишет: «В Древнем Риме долгое время любые средства были хороши, чтобы одолеть в суде противную сторону. Истец обличался в траурные одежды, вздыхал и стенал, громогласно ссылался на благо государства, приводил с собой в суд как можно больше клиентов, дабы усугубить впечатление, одним словом, делал все то, что еще делается порой и в наше время».

12. Неизвестное слово состоит из шести различных букв и имеет общие со следующими: 1 букву со словом «феномен», 2 буквы со словом «ноумен», 3 буквы со словом «случай», 4 буквы со словом «качество», 5 букв со словом «количество».

13.Из названий позволительных уловок в споре удалили гласные, а согласные сохранили. Назовите эти уловки:

а) Т Т Г В Н В З Р Ж Н.

б) Д В Д В Р З Б Р С.

в) С Л В Н П Р Н Т Д В Д.

г) Б Ъ В Л Н Д В Д П Р З В Л Н М.

д) П Д С Т В Л Н П Р Т В Р Ч В М С Л.

14. Угадайте названия непозволительных уловок, если из этих названий удалили гласные, а согласные сохранили:

а) Р Г М Н Т К П Б Л К.

б) Р Г М Н Т К Н В Д С Т В.

в) Р Г М Н Т К Т Щ С Л В.

г) Р Г М Н Т К В Т Р Т Т.

д) Р Г М Н Т К С С Т Р Д Н.

15. Найдите нелепости в следующих высказываниях абитуриентов:

а) «Татьяна услышала стук копыт Онегина»; б) «Чай с вареньем, садики, подстриженные под рай, окружали Ионыча»; в) «Нагульнов был сконфужен вражеским снарядом, поэтому у него иногда случались припадки»; г) «Смерть Давыдова и Нагульнова полностью убедила хуторян в прекрасном будущем народа»; д) «И хотя Давыдов не имел высшего образования, все равно крестьяне понимали его».

16. Остров Свободы. На острове Свободы некоторые жители всегда говорят правду, а остальные всегда лгут. Как-то собрались четыре жителя этого острова и между ними произошел такой разговор:

Артур: «По крайней мере один из нас лжец!».

Вилли: «По крайней мере двое из нас лжецы!».

Сэм: «По крайней мере трое из нас лжецы!».

Том: «Среди нас нет лжецов!».

Кто из них лжец, а кто всегда говорит правду?

17. Персонаж романа Эдуарда Бурмакина «Три испытания» Тумашов размышляет:

«… Что такое метод проб и ошибок применительно к морали? Не есть ли это сама человеческая жизнь? Да, конечно, это сама жизнь, ибо в жизни человек пробует и ошибается, и в конце концов достигает мудрости. И выходит, что избавить человека от метода проб и ошибок все равно, что избавить его от жизни!».

Что верно и неверно в рассуждениях Тумашова?

15. Разгадайте анаграммы:

а) Нарема; б) Мерип; в) Гитерясат; г) Катакит; д) Сктет ропас.

18. Автобусный билет. Вы купили билет в театр с номером

524127. Попробуйте, не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось 100.

Тест по теме

«Основы теории аргументации»

1. Какое доказательство называется прямым?

А) Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

Б) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса

обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

2. Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: «Каждый отличник получает повышенную стипендию (а). Студент Степанов получает повышенную стипендию (б), так как он отличник (в)»?

А) а- тезис, б и в — аргументы.

Б) б- тезис, а и в — аргументы.

В) в — тезис, а и б — аргументы.

Г) Это рассуждение вообще не является аргументацией.

3. Каков вид аргументации: «Вы говорите, что этот человек виновен. Этот человек не виновен, так как совершивший преступление должен был находиться в момент его совершения на месте преступления, а он был в другом городе»?

А) Прямое доказательство. Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение. Г) Косвенное опровержение.

4. Как избежать ошибки «круг в доказательстве»?

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

В) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования которого, в качестве аргумента, выступит утверждение, являющееся тезисом.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

5. Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?

А) Тезис должен быть сформулирован на языке формальной логики.

Б) Тезис должен быть доказуемым утверждением.

В) Тезис должен быть обоснованным утверждением.

Г) Тезис должен быть ясным и четким.

6. Как называется искусство ведения спора?

А) Дискуссией. Б) Риторикой.

В) Полемикой. Г) Эристикой.

7. Что меняется в диалектическом споре?

А) Меняется состав участников.

Б) Изменяются тезисы сторон.

В) Изменяются способы демонстрации аргументов.

Г) Изменяются аргументы.

8. Какую уловку в споре называют «чрезмерным требованием уточнения тезиса»?

А) Эта уловка состоит в требовании разъяснять каждый аргумент.

Б) Это уловка состоит в требовании разъяснять причины выдвижения тезиса.

В) Эта уловка состоит в требовании разъяснять происхождение тезиса.

Г) Эта уловка состоит в требовании разъяснять даже ясные выражения.

9. Известный адвокат Плевако как-то защищал в суде укравшую грошовый чайник старушку. Прокурор решил в обвинительной речи перечислить все возможные аргументы, которыми мог воспользоваться Плевако: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не сострадание, а жалость. Но — частная собственность священна, и если мы позволим людям потрясать ее, страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки … . Отдавали Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия. Но теперь старушка украла чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет …». Какую уловку применил Плевако?

А) Аргумент к жалости. Б) Аргумент к невежеству.

В) Аргумент к публике. Г) Аргумент к человеку.

10. Что представляет собой уловка, которая применена в следующем выступлении на совещании: «С моим мнением, которое может быть и неправильным, согласится руководство нашего учреждения, однако ко всем возражениям я внимательно прислушаюсь»?

А) Аргумент к авторитету. Б) Аргумент к жалости.

В) Аргумент к невежеству. Г) Аргумент к человеку.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ

1. В одной из трагедий Эврипида герой Троянской войны Менелай говорит царю Агамемнону: «Ты обижен — что же делать? Веры в нас к тебе не стало. «Да» — вчера и «нет» — сегодня, а назавтра все сначала».

Об отсутствии какого логического условия идет речь?

2. На уроке ученик спросил учителя: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно!» — ответил учитель. «Тогда , пожалуйста, не наказывайте меня, — говорит ученик, — я сегодня не сделал домашнего задания».

Можно ли ученика назвать софистом?

3. В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» Соленый спорит с доктором, уверяя, что чехартма — это баранина. Доктор же с не меньшим упорством настаивал на том, что черемша — это лук. Оба спорщика горячатся, но никак не могут прийти к соглашению.

Почему? Какую логическую ошибку они совершают?

4. «Кто объявляет все истинным, тем самым делает истинным и утверждение, противоположное его собственному».

О нарушении какого логического закона говорит Аристотель?

5. Том Сойер и Гек Финн решили освободить негра Джима, но не знали, где его содержат.

«Вдруг Том и говорит:

n Слушай, Гек, какие же мы дураки, что не догадались раньше: ведь я знаю, где Джим сидит.

n Да что ты? Где?

n В том самом сарайчике, рядом с кучей золы. Сообрази сам. Когда мы обедали, ты разве не видел, как один негр понес туда миски с едой?

n Видел.

n А ты как думал, для кого это?

n Для собаки.

n И я тоже так думал. А это вовсе не для собаки.

n Почему?

n Потому что там был арбуз.

n Верно, был, я заметил. Как же это я не сообразил, что собаки арбуза не едят? Это уж совсем никуда не годится! Вот так бывает: и глядишь, да ничего не видишь.

n Так вот? Негр отпер висячий замок, когда вошел туда, и опять его запер, когда вышел. А когда мы встали из-за стола, он принес дяде ключ — тот самый ключ, наверно. Арбуз — это, значит, человек. Ключ — значит, кто-то там заперт … Это Джим и сидит».

Имелись ли достаточные основания для вывода, которые сделал

Том Сойер?

6.В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и

художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, другой — черные, третий рыжие волосы, но что ни у одного из нас нет волос такого цвета, на который указывает его фамилия», — заметил черноволосый. «Ты прав!» — сказал Белов.

Каков цвет волос у художника?

7. Установите вид и предпосылки следующих вопросов, правильно ли они поставлены:

А) Существуют ли неразрешимые проблемы?

Б) Есть ли внеземные цивилизации?

В) Кому — Гегелю или Фейербаху — принадлежит высказывание «Все разумное действительно, все действительное разумно»?

Г) Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в особо крупных размерах?

Д) Сколько лет королю Франции?

Е) Когда ты перестал бить своего отца?

Ж) Почему Онегин не помирился с Ленским и на самой дуэли не стал стрелять в воздух?

З) Кто автор американской «Декларации независимости»?

8. Установите виды ответов на вопрос «Когда был открыт Московский университет?»:

А) Московский университет не был открыт.

Б) Московский университет был открыт в ХУ111 веке.

В) Московский университет был открыт по инициативе М. В. Ломоносова.

Г) Московский университет был открыт раньше Петербургского.

Д) Московский университет был открыт задолго до моего рождения.

Е) Московский университет был открыт в ХХ веке.

Ж) Московский университет был открыт в царствование Елизаветы Петровны.

З) Московский университет был открыт, когда в этом появилась необходимость.

И) Московский университет был открыт в 1825 году.

К) Московский университет был открыт через 30 лет после Российской академии наук.

9. Выберите истинные суждения и аргументируйте свой ответ:

А) Поскольку мир бесконечен и все возможности учесть нельзя, то любое наше знание остается гипотезой.

Б) Гипотеза превращается в достоверное знание, если она подтверждается фактами.

В) Из множества гипотез истинной является только одна.

Г) Гипотеза превращается в достоверное знание, если выделены все условия, от которых может в данном отношении зависеть предмет, и с фактами относительно условия, по поводу которого выдвинута гипотеза, согласуется эта и только эта гипотеза.

10. Инспектору Лосеву стало известно, что совершена кража в ювелирном магазине. «Кто же взял магазин?» — задумался инспектор. Он знал, что это мог сделать либо вышедший недавно на свободу матерый уголовник по кличке «Слон», либо появившийся в городе Аполлон Рубашкин, которого знали в уголовном мире как «Артиста», либо начинающий, но уже поднаторевший в преступном промысле, Павел Смышляев. Вскоре инспектору Лосеву поступила информация: а) ювелирный магазин ограбил не Артист; б) магазин взял Смышляев. Час спустя выяснилось, что только одно из этих сообщений соответствует действительности. Этого оказалось достаточным для того, чтобы инспектор Лосев установил, кто совершил кражу. Как он это сделал?

11.Какое слово является лишним? Почему?

А) Электродинамика, алгебра, механика, акустика, оптика,

аэродинамика, термодинамика, гидростатика.

Б) Тигр, шакал, леопард, гепард, рысь, лев, кошка.

В) «Братья Карамазовы», «Игрок», «Неточка Незванова», «Бедные люди», «Воскресение», «Идиот», «Записки из подполья».

Г) Крамской, Репин, Суриков, Малевич, Перов, Ге, Куинджи, Поленов, Левитан, Мясоедов.

Д) Треугольник, квадрат, окружность, тетраэдр, параллелограмм, трапеция, ромб, эллипс.

Е) Берлин, Варшава, Белград, Рим, Марсель, Веракрус, Бордо, Лиссабон, Гамбург, Лондон.

12. Назовите заключения в следующих формулах категорического силлогизма. Замените символы понятиями так, чтобы получилось осмысленное заключение:

а) М е Р б) М а Р

S i M S a M

———- ————

? ?

в) М а Р г) Р е М

S i M S a M

———— —————

? ?

д) М а Р е) Р а М

M a S M e S

———— —————

? ?

13. Из школьной библиотеки пропала книга Л. Толстого. Подозрение в том, что книга была взята, пало на Федю, который имел доступ к трем библиотечным книгам — Толстого, Пушкина и Чехова. Федор все отрицал. Затем он признался, что действительно взял одну книгу, но добавил: «Я не брал книгу Пушкина. Я взял книгу Чехова». Позже выяснилось, что лишь одно из этих двух высказываний Феди соответствует действительности. Библиотекарь все понял. Взял ли Федор книгу Толстого?

14.Какое определение правильно?

А) Проблема — это вопрос, который необходимо изучить и разрешить.

Б) Проблема — это вопрос, условия и алгоритм решения которого

известны.

В) Проблема — это затруднение, которое человек испытывает в жизни.

Г) Проблема — разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм решения которого неизвестен.

15.Установите логический тип и состав следующих гипотез:

А) «Человек назван древними малым миром, и нет спора, что название

это уместно, ибо как он составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело Земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покровы из мяса — в мире есть скалы, опоры Земли; если в человеке есть кровяное озеро, — там, где легкое растет и убывает при дыхании, — у тела Земли есть свой океан, который также растет и убывает каждые шесть часов, при дыхании мира; если от названного кровяного озера берут начало жилы, которые, ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно так же океан наполняет тело Земли бесконечными водными жилами. В теле Земли отсутствуют сухожилия, которых нет потому, что сухожилия созданы ради движения, а так как мир находится в постоянном равновесии, то движения здесь не бывает, и так как не бывает движения, то и сухожилия не нужны. Но во всем прочем они весьма сходны» (Леонардо да Винчи).

Б) Если два небесных тела сталкиваются в пространстве, то большая их часть, несомненно, расплавляется. Но представляется столь же достоверным и то, что во многих случаях во все стороны разлетается масса осколков, среди которых есть подвергающиеся небольшим повреждениям, чем обломки скал при обвале или же при взрывании скал порохом. Если бы наша Земля в ее настоящем состоянии, с ее растительным покровом, столкнулась с небесным телом, равным ей по величине, то в пространстве рассеялось бы, без сомнения, много осколков, несущих на себе семена, живые растения и животных. Так как, без сомнения, уже с незапамятных времен существуют звездные миры, являющиеся носителями жизни, то мы должны считать в высшей степени вероятным, что существует бесконечно много метеоритов, которые странствуют в пространстве, неся на себе семена. Если бы на Земле не существовало никакой жизни, то такой метеорит мог явиться ее источником.

В) Всем известно, что в нашей Солнечной системе — девять планет. С детства нам известны величественные, хранящие отголоски ушедших тысячелетий имена: Меркурий, Венера, Земля, Марс, … За Марсом — Юпитер. Крупнейшая среди небесных собратьев, планета-гигант. Только планета ли? А может быть, звезда? На первый взгляд, даже сама постановка этого вопроса может показаться нелепой. Но вот сотрудник Ростовского университета А. Сучков выдвинул гипотезу, которая заставила по-новому взглянуть на многие, казалось бы, непреложные постулаты. Он пришел к выводу, что Юпитер … обладает источником ядерной энергии! Между тем науке известно, что таких источников у планет не должно быть. Хотя мы видим их на ночном небосводе, они отличаются от звезд не только меньшими размерами и массой, но и природой светимости. У звезд излучение — результат внутренней энергии, возникшей в ходе идущих в их недрах процессов. А планеты лишь отражают несущие энергию солнечные лучи. Но Юпитер, судя по последним данным, излучает энергию, заметно превышающую посланную ему Солнцем!

Г) Около двух тысяч лет назад римский император Клавдий написал историю этрусков — труд в двадцати томах. Быть может, если бы он дошел до наших дней, этот народ и не был бы «загадкой номер один». Но сочинение Клавдия погибло при пожаре знаменитой Александрийской библиотеки. Не пощадило время и другие труды античных авторов, посвященных этрускам. Поэтому современная этрускология начинается не с античности, а с той поры, как в городе Губбко, древнем Игувие, обнаружены были таблицы с надписями на неизвестном языке, который сочли этрусским … Интересную гипотезу высказывает первый русский этрусколог А. Д. Чертков (1789 — 1858):

Пеласги — предки славян. Традиция, восходящая к античности, утверждает, что этруски являются пеласгами. Если это так, то между славянами и этрусками должно быть родство, родство в культуре, обычаях, собственных именах и, наконец, в языке … А. Чертков пробует с помощью «славянского ключа» решить загадку языка этрусков (А. Кондратов. Этруски — загадка номер один).

Д) Менделеев в юности заболел. Врачи приговорили его к смерти: они решили, что у него последняя степень чахотки, так как временами горлом шла кровь. Было известно, что при последней степени чахотки горлом идет кровь. Вывод врачей оказался ложным, что обнаружилось позднее: кровотечение вызвал совсем не смертельный и, при известных условиях, не опасный порок сердечного клапана.

16. В деле об убийстве имеются два подозреваемых — Квасняк и Федорчук. Лосев допросил четырех свидетелей.

Первый свидетель утверждал: «Квасняк — не виноват».

Второй свидетель утверждал: «Федорчук — не виноват».

Третий свидетель утверждал: «Из двух показаний по крайней мере одно истинное».

Четвертый свидетель утверждал: «Показания третьего свидетеля ложные».

Четвертый свидетель оказался прав. Кто же совершил убийство?

17. Какое из следующих суждений наиболее полно раскрывает природу научной теории?

А) Теория — это непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, в обобщенной форме раскрывающих существенные свойства и закономерные связи объективной реальности.

Б) Теория — это непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, с помощью которых происходит систематизация и упорядочение информации эмпирического уровня познания.

В) Теория — это система взглядов, идей и представлений, с помощью которой происходит непротиворечивое объяснение эмпирических фактов.

Г) Теория — достоверное и упорядоченное объяснение некоторого бытия, прогизанное единым принципом.

18. Нект

Практикум силлогизмы


Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.