Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту;

б) использование слова далее в функции вводного слова: Далее. Это явление хорошо заметно…;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение — ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

4. Научный текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. Структура научного текста: введение, основная часть, заключение. Структура научного текста: введение, основная часть, заключение

Во введении обычно рассматривается история вопроса, ставится задача, обосновывается актуальность задачи и необходимость решения.

Основная часть непосредственно содержит решение поставленной задачи.

В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, подчёркивается их значимость

5. Признаки научного текста. Его основные коммуникативные задачи. Коммуникативная задача текста-задача общения,т.е. задача которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст.

Коммуникативные задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается ,из каких частей состоит предмет,то его коммуникативная задача- показать строение предмета.В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета,то коммун. задача текста- характеристика предмета.если в тексте описывается внешнее очертание,наружный вид предмета,то коммун.задача текста-описать форму предмета. если в тексте говорится о том,какую роль выполняет предмет,для чего служит,то коммун.задача текста-рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам,видам,разрядам,типам,группам и т.д.,рассказывается об их особенностях,то коммун.задача текста-классификация предметов

6. Тема и микротема научного текста. Данная и новая информация научного текста. Параллельный и цепной способы развития информации в тексте. Микротема научного текста-это части общей темы,состоящие из одного или нескольких предложении, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста.

Данная и новая информация текста(ДИТ и НИТ) относятся к элементам развития мысли и связности речи.

Данная информация текста-это исходная информация,от которой начинается развитие мысли.она содержится в предложении,передающем коммун.задачу текста.

Новым текста называется неизвестная,новая информация текста,которую необходимо узнать.

ДИТ обычно имеет обобщенное значение.НИТ раскрывает,конкретизирует данное,влияет на развитие смысла в тексте.

Информация текста может развиваться паралельным или цепным способом.

Параллельный способ развития информации внутри предложения. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения,представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр-новая информация. Независимые ситуации объединены известной информацией-данным(Д). при прямом порядке слов новая информация (НИ) всегда находится в конце предложения.

Параллельный способ развития информации между предложениями. Параллельный способ развития информации между предложениями такой,при котором новые дозы информации существует в них независимо друг от друга ,параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон,между дозами НИ нет отношении взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

Цепной способ развития информации внутри предложения. В отличие от параллельного способа информация текста может развиваться последовательно. при этом последующая новая информация вытекает из предыдущей. НИ в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязными

Цепной способ развития информации между предложениями.

Цепной способ развития информации отражает взаимосвязь явлений,процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения,но и между предложениями,соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью.

Случайные записи:

Урок 1. Научный стиль. Кадыркулова У.


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.