Урок как основная форма учебной деятельности

КЛАСС (105 ч.)

  • повторение изученного в начальных классах – 4 ч.
  • культура устной и письменной речи – 10 ч.
  • жанры речи – 7 ч.
  • словосочетание – 4 ч.
  • предложение – 12 ч.
  • текст – 8 ч.
  • фонетика – 4 ч.
  • орфография – 35 ч.
  • лексика – 11 ч.
  • повторение изученного в 5 классе – 3 ч.

На письменные контрольные работы – 7 ч. (из них на диктанты – 3 ч., изложения – 2 (4) ч.)

КЛАСС (105 ч.)

  • повторение изученного в 5 классе – 4 ч.
  • текст – 6 ч.
  • стили речи – 6 ч.
  • жанры речи – 5 ч.
  • состав слова. Словообразование слова – 15 ч.
  • части речи в русском языке – 1 ч.
  • имя существительное – 21 ч.
  • имя прилагательное – 17 ч.
  • имя числительное – 10 ч.
  • местоимение – 10 ч.
  • повторение изученного в 6 классе – 3 ч.

На письменные контрольные работы – 7 ч. (из них на диктанты – 3 ч., изложения – 2 (4) ч.)

КЛАСС (70 ч.)

  • повторение изученного в 6 классе – 2 ч.
  • текст – 2 ч.
  • стили речи – 2 ч.
  • жанры речи – 4 ч.
  • глагол – 11 ч.
  • причастие – 10 ч.
  • деепричастие – 5 ч.
  • наречие – 12 ч.
  • предлог – 4 ч.
  • союз – 4 ч.
  • частица – 4 ч.
  • междометие – 1 ч.
  • повторение изученного в 7 классе – 2 ч.

<p>На письменные контрольные работы – 7 ч. (из них на диктанты – 3 ч., изложения – 2 (4) ч.)

КЛАСС (70 ч.)

  • повторение изученного в 7 классе – 2 ч.
  • текст – 4 ч.
  • жанры речи 3 ч.
  • словосочетание – 6 ч.
  • предложение – 18 ч.
  • простое осложненное предложение – 26 ч.
  • повторение изученного в 8 классе – 3ч.

На письменные контрольные работы – 8 ч. (из них на диктанты – 3 ч., изложения – 2 (4) ч., тестовая работа – 1 ч.)

КЛАСС (70 ч.)

  • повторение изученного в 8 классе — 3 ч.
  • текст – 3 ч.
  • жанры речи – 4 ч.
  • сложное предложение – 41 ч.

а) общая характеристика сложного предложения – 2 ч.

б) сложносочиненное предложение – 8 ч.

в) сложноподчиненное предложение – 19 ч.

г) бессоюзное сложное предложение – 8 ч.

д) сложное предложение с разными видами связи – 4 ч.

  • чужая речи и ее виды – 8 ч.
  • повторение изученного в 9 классе – 2 ч.

Контрольные письменные работы – 9 ч. (из них диктантов – 3 ч., изложения – 2(4) ч., сочинения – 1 ч., тестовая работа 1 ч.)

КЛАСС (52 ч.)

  • повторение изученного в 9 классе – 2 ч.
  • общие сведения о языке – 2 ч.
  • грамматика текста – 2 ч.
  • культура речи – 2 ч.
  • стилистика как раздел науки о языке – 2 ч.
  • жанры речи – 4 ч.
  • слово как основная единица языка – 16 ч.
  • орфографическая норма – 10 ч.
  • повторение изученного в 10 классе – 3 ч.

Контрольные письменные работы – 9 ч. (из них диктанты – 2 ч., изложения – 2 (4) ч., тестовая работа – 1 ч., сочинения – 2 ч.)

КЛАСС (52 ч.)

  • повторение изученного в 10 классе – 2 ч.
  • общие сведения о языке – 2 ч.
  • речевое общение – 6 ч.
  • предложение как основная коммуникативная единица языка – 12 ч.
  • функционально – стилистические возможности синтаксиса – 8 ч.
  • пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления – 10 ч.
  • повторение изученного в 11 классе – 3ч.

Контрольные письменные работы – 9 ч. (из них диктанты – 2 ч., изложения – 2 (4) ч., тестовая работа – 1 ч., сочинения – 2 ч.)

4.Основные дидактические принципы обучения русскому языку.

Принципы- это основные исходные теоретические положения, определяющие выбор, содержание, методов, приемов, организационных форм обучения.

Подразделяются на:

  1. общедидактические
  2. общеметодические – необходимо учитывать при преподавании рус. яз.
  3. частнометодические –спец. для преподавания каждого раздела рус. яз.

Общедидактические принципы:

Реализуются при преподавании всех научных дисциплин и детально рассматриваются в дидактике.

1. Принцип научности содержания обучения: строгий отбор сведений о языке, в соответствии с тем, что реально существует в науке. Правильное раскрытие сущностей явлений и понятий.

2. Принцип систематичности и последовательности обучения: предполагает такой порядок изложения материала, который обеспечивает понимание и усвоение отдельных фактов и явлений в языке, систематизируя их в грамматическом, семантическом и функциональных аспектах. При этом школьники идут от простого к сложному, от неполного знания к полному.

3. Принцип доступности обучения: требует отбора материала по языку с учетом посильности его усвоения школьниками определенного возраста. Но это не означает, что материал должен быть очень легким.

4. Принцип активного и сознательного усвоения материала: ученики должны осознавать предполагаемый лингвистический материал, понимать для чего они вовлекаются в процесс усвоения материала. Материал усваивается тогда, когда человек вникает.

5. Принцип учета индивидуальных особенностей учащегося:предполагает учет особенностей класса в целом или каждого ученика в отдельности.

6. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения:такоепостроение процесса обучения русского языка, при котором осуществляется развитие личности.

7. Принцип наглядности:предполагает, что при обучении необходимо использовать наглядные средства: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, которые помогают конкретизировать многие отвлеченные понятия, чаще осознать их, при этом в восприятии материала учувствуют различные органы чувств, что способствует лучшему запоминанию обучаемого.

5.Общеметодические принципы обучения русскому языку: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический, исторический.

Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой деятельностью и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общие методические принципы.

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий.

Функциональный принцип заключается в показе функций языковых явлений в языке и в речи.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура.

Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня и, с другой стороны, между единицами разных уровней.

Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи.

Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке.

6. Средства обучения русскому языку и их использование в учебном процессе.

Метод обучения – это способ деятельности учителя и определяемый способ деятельности ученика, направленные на достижение целей обучения.

Прием– это составная часть метода, чтобы применить любой из методов, необходимо использовать ряд приемов, причем один и те же приемы могут привлекаться в разных методах.

В методике нет определенных правил, что относить к методам, а что к приемам.

В процессе обучения существует 3 этапа:

1. ознакомление с новым материалом (используются познавательные методы);

2. этап овладения умениями и навыками (используется практический метод);

3. проверка знаний, имений и навыков (метод контроля).

Основной формой учебной деятельности в школе является урок. Цель урока по русскому языку – усвоение знаний о системе языка, выработка умений применять теоретические знания в устной и письменной речи в различных сферах общения.

Факультативные занятия организуются учителем преимущественно в тех случаях, когда разработанная им методическая система требует расширения, углубления знаний отдельных учебных тем. Это могут быть:

  • семинары
  • собеседования
  • консультации
  • коллоквиумы
  • зачеты
  • литературные вечера
  • школьные объединения поэзии
  • публицистики
  • школьные референдумы по актуальным вопросам

Урок как основная форма учебной деятельности

Учебный процесс на уроке имеет свои характерные черты:

1. образовательно-коммуникативная, воспитательная направленность урока;

2. учет возрастных психологических закономерностей усвоения языковых знаний;

3. выделение уровней восприятия, усвоения и воспроизведение знаний по каждому учебному разделу – фонетике, графике, орфографии, лексике, словообразованию, грамматике, пунктуации, развитию речи;

4. постоянное последовательное повторение как средство подготовки учащихся к восприятию новых знаний;

5. комплексное (последовательное и ступенчатое) формирование различных по характеру языковых и речевых умений и навыков;

6. дифференциация практических упражнений для классной и домашней, коллективной, самостоятельной и творческой работы;

7. единство обучающей и контролирующей функций.

Эти требования являются исходными при разработке учителем методики урока.

Типология уроков:

  • урок повторения предшествующего учебного материала (в начале учебного года);
  • урок новых знаний;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения изученного, систематизации знаний, совершенствования умений и навыков;
  • комбинированный (объединенный) урок;
  • урок проверки знаний, умений и навыков;
  • урок развития связной речи;
  • урок анализа письменных работ (контрольных диктантов, изложений, сочинений);
  • урок итогового повторения (после изучения учебного раздела, в конце учебного года).

7. Познавательный метод обучения.

Познавательные методы обучения объединяют две группы методов:

1. объяснительные (лекция, сообщение);

2. эвристические (беседа, наблюдение над языковым явлением, лингвистический анализ).

Объяснительные методы

Лекция– это развернутое высказывание учителя продолжительностью до 20 минут в 5-7 классах и до 20-35 минут в 8-11 классах на определенную тему.

Сообщение– это общее название для всех высказываний учителя на уроке: сообщения темы и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся, объяснения нового материала, разъяснения задания для самостоятельной работы, инструктажа о его выполнении, дополнения к материалу учебника и к ответу ученика, исторические справки, анализ таблиц. Сообщение учителя используется на всех этапах обучения.

Эвристические методы

Беседа как метод обучения особенно эффективна на этапе актуализации новых знаний в контексте знаний, ранее усвоенных. Строится на основе вопросов-ответов, определяемых целью урока. Метод беседы используется при изучении как грамматических, так и правописных тем, на всех этапах уроков различных типов.

Наблюдение над изучаемым учебным материалом – это метод начального этапа овладения знаниями, заключительного или итогового этапа изучения темы, раздела в целях закрепления теоретических знаний либо в целях опережения подступа к новой теме.

Метод лингвистического анализадает возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.

Самостоятельный анализ учебного материала.На специально подобранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, проводят анализ, делают посильные лингвистические выводы и обобщения. Данный метод должен использоваться учителем постоянно, не только как самостоятельный, независимо от других методов, но и в сочетании с другими методами.

Чтение учебного материала по русскому языку как метод выражается в том,что учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысливают ее и закрепляют в процессе выполнения упражнений.

Случайные записи:

Урок — основная форма организации учебного процесса


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.