В вопросно-ответном искусстве

1. Подмена вопроса. Заданный вопрос заменяют другим, или же ответ на один вопрос выдают за ответ на другой.

Пример из интервью с Клаудией Шиффер.

— Какой комплимент был для Вас самым приятным?

— Самое большое удовольствие получаешь от комплиментов от близких людей.

Комментарий: Здесь дан ответ не на вопрос, «какой комплимент», а на вопрос — «чей комплимент».

2. «Ошибка многих вопросов» — ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковыми.

Например: «Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?»

Стремление разобраться в вопросе приводит к позитивному ответу, прямой или косвенный отказ отвечать на него – к негативному ответу.

Вопрос некорректный, поскольку его предпосылка — «Человек должен выступать или за неотвратимость наказаний, или за их ужесточение» — является ложным утверждением.

В данном случае целесообразно предложить разбить вопрос на два:

а) «Вы за неотвратимость наказаний или против неотвратимости?»

б) «Вы за смягчение наказаний или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания без изменения?»

3. «Ответ вопросом на вопрос». Не желая отвечать на поставленный вопрос или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос. Если вы начинаете отвечать на его вопрос, то, значит, попались на удочку: ваш вопрос повисает в воздухе, оставаясь без ответа.

4. Еще одной уловкой является «ответ в кредит». Ответ переносят на «потом», ссылаясь на трудность вопроса, и… уходят от ответа.

5. Уловка, называемая «сокрытием необоснованности утверждения». При совершении этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость, властям задают вопрос: «Когда вы отмените налоги на недвижимость?»

Вопросы для самопроверки

99. Каковы особенности вопроса как формы мышления?

100. Что такое предпосылка вопроса и запрос?

101. Что такое уточняющие и восполняющие вопросы?

102. В чем различия между корректными и некорректными вопросами?

103. Что такое бессмысленный вопрос?

104. Чем характерны провокационные вопросы?

105. Что такое недоопределенные вопросы?

106. В чем природа тавтологичных вопросов?

107. Что такое простые и сложные вопросы?

108. Назовите правила постановки простых и сложных вопросов.

109. Чем характеризуется ответ на вопрос?

110. Что такое правильные и неправильные ответы на вопросы?

111. Что такое прямые и косвенные ответы?

112. Чем характеризуются неполные и избыточные ответы?

113. Что можно сказать об уловках и ошибках при постановке и ответах на вопросы?

114. В чем заключается подмена вопроса?

115. В чем заключается «ошибка многих вопросов»?

116. Что такое «ответ вопросом на вопрос», и когда это может быть оправданно?

117. Что такое «ответ в кредит»?

118. В чем суть уловки «сокрытие необоснованности утверждения»?

Упражнения по теме «Логика вопросов и ответов»

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Сделайте анализ следующих вопросов:

1. Когда вы будете уважать декана?

2. Верно ли, что если сдать все экзамены на «отлично», то получишь повышенную стипендию?

3. Нынешний король Франции лысый?

4. Давно ли ты вышел из тюрьмы?

5. Кто зажигает звезды?

6. Каким образом весна влияет на уравнения третьей степени?

7. По каким дням вы бьете своих родственников?

8. Машина проехала по крайней полосе или по первой?

9. Треугольник АВС треугольный?

10. Кто в мире самый лучший?

11. Будете ли вы проживать в республике последние 10 лет?

12. Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в крупных размерах?

13. Синтетическое ковровое покрытие выработано из синтетических тканей?

14. Стороннику смертной казни задают вопрос: «Вы лично, сейчас, здесь готовы привести в исполнение смертный приговор?»

15. Если обвиняемые невиновны, то зачем они пригласили адвокатов из-за границы?

16. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?

17. Научились ли вы радоваться препятствиям?

18. Но если тебя мучает жажда, то какое тебе дело до формы кувшина?

19. Что важнее: начать или завершить?

20. Есть два вида менеджеров. Первые спрашивают: «Сколько это стоит?», а вторые — «Что это даст?» Настоящими управляющими могут называться только те, кто склоняется ко второй постановке вопроса.

21. Чем наказуемо двоеженство?

22. Это уже коммунизм или будет еще хуже?

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Охарактеризуйте вопросно-ответные ситуации:

1. Как-то раз шофер знаменитого британского политического деятеля Уинстона Черчилля сбился с дороги и завел машину неизвестно куда. Крайне раздосадованный Черчилль, высунувшись из окна, окликнул прохожего и спросил:

— Извините, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и любезно пояснить, где я нахожусь?

— В автомобиле! — буркнул. Не останавливаясь, прохожий и зашагал дальше.

2. Разговор:

— Бабка, тебе дрова нужны? — обращаются к пожилой женщине молодые люди.

— Нет, сыночки мои родимые, не нужны! — отвечает растроганная старушка.

Утром женщина обнаружила, что с ее двора исчез весь запас дров.

3.«Вы не знаете, каков прогноз на предстоящий день?»

Ответ: «Климат, однако, потеплел».

4. В старой гимназии ученик спрашивает: «Господин учитель, кто такой был Диоген?». — «Диоген?… Хм, Диоген… Ну, ты мал, задавать такие вопросы».

5. Герцог Карл Вюртембергский, прогуливаясь верхом на лошади, случайно натолкнулся на красильщика, занятого своей работой.

«Можешь ли ты выкрасить мою белую лошадь в голубой цвет?» — обращается к нему герцог и получает ответ: «Да, ваша светлость, если только она сможет перенести кипячение».

6. «Скажите, пожалуйста, который час?» — «А еще какие у вас есть вопросы?»

7. Проанализируйте ответы матерей на детский вопрос «Почему листья падают с деревьев?»:

1) выражение удивления («А почему они не должны падать?»);

2) повторение вопроса в ответе («Потому, что падают»);

3) отсылка к регулярности («Они каждый год падают»);

4) отсылка к сущности («Листья, они такие»);

5) отсылка к авторитету («Потому, что такой закон в природе»);

6) отсылка к эмоциям и желаниям («Потому, что им так хочется»);

7) объяснение по аналогии («Деревья засыпают, и тогда…»);

8) объяснение из дедуктивной модели («Листья живые, а все живое умирает»);

9) причинное объяснение («Сильный осенний ветер срывает их»);

10) целесообразное объяснение («Чтобы новые листья появились весной»).

Раздел VI.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

План

1. Умозаключение как форма мышления, его структура.

2. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между понятиями.

3. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между суждениями.

4. Правдоподобные индуктивные умозаключения.

5. Правдоподобные умозаключения по аналогии.

Цель изучения раздела — ознакомление с основными понятиями и принципами логической теории умозаключений, формирование практических навыков оперирования с ними.

Задачи раздела — изучение:

1) основных признаков умозаключения как формы мышления и его структуры;

2) особенностей необходимых умозаключений;

3) особенностей индуктивных умозаключений;

4) особенностей умозаключений по аналогии.

Глава 1.

182. Мочалова А. В: Семантический анализатор русскоязычного текста для вопросно-ответной системы


Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.