Воспитание отрицательных эмоций

Эмоции животных безудержны. Почти то же самое у детей. Их эмоции естественны и откровенны: если малышу больно — он плачет, если ему подарили красивую игрушку — он искренне радуется. Совсем другое дело у взрослых людей. Мы часто сдерживаем свои чувства, не даем им проявиться в определенной обстановке. Чем более воспитан человек, тем более сдержанны его эмоции.

Торможение эмоций, как показывают физиологические и психологические наблюдения, довольно трудный процесс.

Если человек воспитывает в себе способность подавлять только внешнее выражение эмоции, он нередко наносит себе большой вред, так как эмоциональное возбуждение продолжает распространяться на его внутренние органы. И это приводит нередко к таким болезням, как артериальная гипертония, спазмы пищевода, желудка и т. д.

Воспитание эмоций должно заключаться не в умении подавлять их внешнее выражение, а в умении не позволять эмоции в определенной обстановке возникнуть вообще. Эмоции так же поддаются воспитанию и тренировке, как и наши мускулы.Начинать такую работу, естественно, надо с детства. Главная задача воспитания состоит в том, чтобы выработать у ребенка умение более сильным социальным побуждением подавлять неприятную эмоциональную реакцию.

Очень важно переключение деятельности взволнованного человека. Отрицательная эмоция может быть значительно ослаблена при переключении человека на интенсивную мышечную деятельность: езда на велосипеде, бег и т. д. Правда в условиях большого города это не всегда возможно сделать.

Другое дело переключение на любимую работу, в которой человек достигает удовлетворение, положительную эмоцию, например, рукоделие, слушание музыки, рассматривание любимой коллекции ит.д. Положительные эмоции, как мы указывали выше, обладают удивительным свойством. Каким бы путем они не были достигнуты, они в корне разрушают ранее сложившееся эмоциональное возбуждение отрицательного характера и препятствуют тем самым его суммации.

Имеются и другие надежные физические способы ликвидации нежелательных последствий отрицательных эмоций, такие, как правильно организованные процедуры плавания, прием сауны и т. д.

Все названные способы управления эмоциями касаются уже развившейся у человека неприятной эмоции. Воспитание же эмоций в глубоком смысле должно заключаться не в умении подавлять некоторые их внешние компоненты или «разряжать» возникшую эмоцию в определенном действии, а в умении не позволять ей в определенной обстановке возникнуть вообще.

Может возникнуть и такой вопрос. Нужны ли отрицательные эмоции?

Да, нужны. Они источник внутренней энергии, помощники человека в преодолении трудностей. Без горя не будет радости, без несчастья оценить истинного счастья. Отрицательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности. Правда, надо всегда помнить: отрицательные эмоциональные переживания не должны, быть длительными. В противном случае они могут стать источником тяжелых заболеваний.

Заключение

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Мобилизирующая роль эмоций сформировалась в процессе эволюции организмов как механизм приспособления, способствующий экстренной мобилизации ресурсов в трудной обстановке. У человека эмоции обычно мобилизуют не только физические, но и интеллектуальные его ресурсы. Благотворно влияние положительных эмоций на состояние здоровья человека. Однако врач должен помнить, что для здоровья человека опасны сильные отрицательные эмоции, которые при частых повторениях могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

Учебно-контрольные вопросы по теме лекции

1. В чем непосредственно заключается риск для здоровья человека при длительном и выраженном эмоциональном напряжении?

2. В чем разница понятий и значений для адаптации организма состояний «эустресса» и «»дистресса» по Г.Селье?

3.

Организационно-методические указания лаборантскому составу по материально-техническому обеспечению лекции.

1. За 15 мин до лекции подготовить мультимедийный проектор.

2. По окончании лекции выключить проектор, диск вернуть на кафедру.

Заведующий кафедрой, профессор Э.С. Питкевич

Дата переработки 2006г.

Случайные записи:

Роль отрицательных эмоций


Похожие статьи:

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.