Знать значение слов медицинской терминологии, изученных в i семестре

2.Знать определение понятий: «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы», «Лексические нормы», Фразеологические нормы», «Морфологические нормы».

Упражнение 58

Ответы к самостоятельным работам «Проверь себя»

Занятие № 1

Понятие культуры речи. Понятие о норме русского литературного языка. Виды норм.

1. Когда я возвращался с работы, погода испортилась. Погода испортилась, когда я возвращался с работы (синтаксическая норма:нарушение построения предложений с деепричастным оборотом).

2. На совещании был обсужден ряд вопросов (синтаксическая норма:нарушение согласования между подлежащим и сказуемым в роде).

3. Для животноводов сейчас главным является повышение качества молока (нарушение в употреблении фразеологической нормы:фразеологический оборот гвоздь программыявляется устойчивым выражением и расширять его другими словами(главный)недопустимо.

4.На рынке продают красивые свитеры (нарушение в употреблении морфологической нормы).

5. До нужной суммы не хватает пятисотрублей (нарушение в употреблении числительного в род.падеже – морфологическая норма).

6. Библиотекари для удобства читателей составили новый катал`ог (нарушение в употреблении акцентологической нормы).

7. Инс`ульт – это тяжелое и очень опасное сосудистое поражение центральной нервной системы (нарушение в употреблении акцентологической нормы).

8. В октябре в театре им.Ф.Волкова состоялась премьера (нарушение лексической нормы, а именно: незнание значения слова премьера – первое выступление).

9. Отметим следующие особенности рассматриваемого проекта (нарушение стилистической нормы: повтор корня).

10. Пострадавшие от наводнения выразили благодарность служащим МЧС, самоотверженно спасавшим их имущество (1)нарушение синтаксической нормы: порядок слов; 2)нарушение лексической нормы:.Особые чувства привета…выразили…)

Занятие № 4

Акцентологические нормы. Постановка ударения в общеупотребительных словах.

Зав`идно, зак`упоренный, блок`ированный, продал`а, зн`амение, гравир`ованный, б`анты, запломбир`ованный, облегч`ить, прин`удить, рож`ен`ица, кр`ала, одолж`ить, приглас`ят, звон`ят, миз`ерный, новорожд`енный, госпит`альный, пломбиров`ать, пр`одал, крас`ивее, бл`едны, к`оротки, баловн`ик, деф`ис, мастерск`и, вероиспов`едание, бинт`а, д`ожил, без `умолку, зн`ахарь, выполнить з`а зиму, в изб`у, взял`а, скатерт`ей, воспоминания д`ороги, кор`ысть, хв`оя, сл`ивовый, кауч`ук, плыть п`о морю, св`ёкла, м`естностей, диспанс`ер, догов`ор, инс`ульт, щав`ель, эксп`ерт, немот`а, трубопров`од, кварт`ал, бал`ованный, обесп`ечение, жизнеобеспеч`ение, о деньг`ах, в п`етлю, лом`ота, парт`ер, ход`атайство, фен`омен, газопров`од, кол`осс, брал`а, дос`ок, шпр`ицы, зев`ота, одновр`еменно, ч`ерпать, озл`обленный.

Занятие № 5

Акцентологические нормы. Постановка ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике.

Тулярем`ия, невропат`олог, катал`ог, ветерин`ария, флюорогр`афия, анат`омия, коронарогр`афия, ишем`ия, полиграф`ия, инс`ульт, симметр`ия, генеал`ог, эндоскоп`ия, новорожд`енный, диспанс`ер, кокл`юш, дозим`етрия, нет бинт`а, пользоваться шпр`ицем, госпит`альный, запломбиров`ать, ан`алог, некрол`ог.

Занятие № 6

Орфографические нормы.

Тест по орфографии

1. 4) тротуар, витрина, прикасание+

2. 3) потерять, прикреплять, привлекать+

3. 4)прикосновение, угоревший, избирательный+

4. 4) сжег, жердочка, черточка, с перцем+

5. 4)доблестно, гигантский+

6. 4)эффективный, иммунитет, бюллетень+

7. 1)предъюбилейный, адъютант, инъекция+

8. 3) возыметь, взыскательный, предыюньский+

9. 1) чрезмерный, безденежный, издевательство+

10. 2)приостановить, привычка, призывать+

11. 1)стоящий дешевле, растаял+

12. 3)И тотчас хлынул дождь, какой зачастую бывает только в тропических лесах.+

13. 4)Когда он говорил о чем-нибудь, относящемся к медицине, то производил какое-то новое, особенное впечатление.+

14. 3)Всадник неохотно слез с коня и подошел к костру.+

15. 4)1,2,4+

16. 2) равнинный пейзаж, приученный пес+

17. 1)1,3

Занятие № 7

Пунктуационные нормы.

Тест по пунктуации

1.1), 4)

2. 3)3,4

3. 2)4,5

4. 3)Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

5. 4)1,3,4

6. 2)1,4,5

7. 4)Ставится тире между подлежащим и сказуемым.

8. 4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

9. 2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чем говорится в первом предложении.

Занятие 9

Лексические нормы.

1.Сегодня у нас гость из Петербурга (тавтология:в гостях гость).

2.Выставка продлится три недели (незнание значения слова вернисаж: вернисаж– этоторжественное открытиехудожественной выставки).
3.Наши воины совершили много героических подвигов (.неразграничение паронимов: геройский – героический).
4.Дегустация узбекской кухни будет проходить 5 дней (.(незнание значения слова декада – с греч.яз. десять, десяток).
5.Возьми хлеб себе, он у нас все равно пропадает(плеоназм: бесполезно пропадает).
6.Смерть может наступить при коллапсе (незнание значения слова летальный —
7.Необходимо возобновить поставки лекарственных препаратов. (тавтология: возобновить вновь).
8.Человек лежал без движения и не проявлял признаков жизни (.плеоназм: мертвый труп).
9. Он постоянно простужался и болел (.повторение однокоренных слов: болезненный …болел).
10.На уроках русского языка под руководством преподавателя ( с помощью учителя). ученики находят в тексте речевые ошибки. (.(плеоназм: в целом тексте; повторение однокоренных слов: учатся- учитель –учит; находить-находить; нарушение лексической сочетаемости слов: речевые формы).
11.Все демократические силы мира должны объединиться (.тавтология:объединиться воедино).
12.Фирма реализует тетради по самой низкой цене (.нарушение лексической сочетаемости слов: по дешевой цене).
13.Ученики уделяли внимание ( или: проявляли заботу) своей первой учительнице (.нарушение лексической сочетаемости слов: уделяли заботу)
14.Все дружно поддержали тост ( незнание значения слова: тост)
15.Новому фильму обеспечен большой успех ( нарушение лексической сочетаемости слов: обречен на успех).
16. Собравшись, депутаты обсудили первостепенные задачи экономики области. Или: На заседании депутаты обсудили первостепенные задачи экономики области ( незнание значения слова: консилиум).
17.Призываю вас помочь нашему спортивному клубу (нарушение лексической сочетаемости слов:произвести помощь).
18. День рождения начнется в три часа дня(речевая недостаточность).
19.На стенах холла висели картины ( нарушение лексической сочетаемости слов:висела живопись).
20.В этом парке стоит удивительная по своей красоте статуя(нарушение лексической сочетаемости слов: стоит архитектура).
21.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не чувствовали ( ощущали) мороза (нарушение лексической сочетаемости слов: не воспринимали мороза).

Занятие № 10

Случайные записи:

Правда и мифы о мигрени и ее «сёстрах»| Лечение мигрени | Лечение головной боли


Похожие статьи:

  • Слово и его лексическое значение

    Лексическое значение слова — это его соотнесенность с определенным предметом, явлением, фактом, понятием в сознании человека. С помощью слов мы называем…

  • Грамматические значения слов

    Предмет и задачи морфологии Морфологиянаряду сословообразованием и синтаксисом является составной частью грамматики. Предметом изучения морфологии…

  • Прямое — переносное значение слова

    Значение слова может быть прямым и переносным. Сравним: Малыш бросился к матери. (Прямое значение) Мне сразу бросилось в глаза, что он болен. (Переносное…

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Комментарии и трекбеки сейчас закрыты.